Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В 24 словах и 72 главах - стр. 22
Глава 14
Откр. 6, 3–4
Снятие второй печати, означающее вражду неверных против верующих
6, 3. И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.
Так как первое животное, как выше сказано, означает апостольскую власть, то предполагаю, говорит, что телец, второе животное, указывает на священные жертвы святых мучеников.
6, 4. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
Здесь мы разумеем иное апостольское учение, исполненное мучениками и учителями. Им, по распространении проповеди, когда природа разделилась сама на себя, нарушился мир мiра, ибо и Христос сказал: не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10, 34). Им же мученические заклания вознесены на высший жертвенник. Рыжий конь есть знак или пролития крови, или же сердечной ревности пострадавших за Христа. Словами сидящему на нем дано взять мир указывает на премудрое Божие произволение, напастями испытывающее верных рабов. [Col. 268]
Глава 15
Откр. 6, 5–6
Снятие третьей печати, показывающее отпадение от Христа тех, которые не твердо веровали в Него
6, 5. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри.
Третье животное, как думаю, есть человек, показывающий падение людей ради склонности ко греху, по власти произволения, и по причине сего наказание.
6, 5–6. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.
Вороным конем, думаю, означается плач об отпавших от веры Христовой и по причине тяжести наказаний. Мерило есть различение тех, которые отпали от веры или по нетвердости разумения, или по тщеславию, или по слабости тела. Хиникс пшеницы за динарий. Может быть, и чувственный голод будет тогда, как сказано будет далее. Мера пшеницы, стоящая динарий, в переносном смысле указывает на подвизавшихся законно и тщательно сохранивших дарованный им Божественный образ. Три хиникса ячменя означают тех, кои, по недостатку мужества, скотоподобно покорились мучителям, впоследствии же покаялись и слезами омыли оскверненный образ. А что повелевается не повреждать вина и елея, значит то, чтобы не было отлагаемо врачевание Христово по причине смущения, чтобы врачевать им впадших в разбойники (Лк. 10, 30) и уязвленных и не допускать смерти похищать тех, кои по долготерпению имеют одержать победу. Дабы и нам в душевных страстях наших иметь человеколюбивого врача Бога, потщимся для заблудших братий наших приносить вино утешения, смешанного с елеем сострадания, дабы хромое не низвергнуть, а паче уврачевать, по божественному Апостолу, дабы, соделавшись сотрудниками Божиими, вечно наслаждались Его благами, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа. С Ним Отцу вместе со Святым Духом слава и держава ныне и присно и во веки веков. Аминь.