Размер шрифта
-
+

Теория журналистики в России - стр. 48

.

Верная постановка проблемы еще не обеспечивала простоты исполнения. «Основоположники пролетарского социализма, и в особенности их последователи, не приняли во внимание специфики формирования массового сознания. Им казалось, что сами условия существования пролетариата неизбежно порождают социалистическое сознание в среде рабочего класса. Много позже, в начале XX в., Ленин поймет, что дело обстоит не так, что без внесения идей пролетарского социализма в рабочее движение последнее развивается по реформистскому пути. Это “внесение” предполагает наличие иных факторов – прежде всего специфические социокультурные сдвиги в народных массах»[132]. «Это свидетельствовало о необходимости разговаривать с рабочим классом на понятном ему языке, но свидетельствовало также и о том, что язык этот не был больше мертвым или иностранным… на нем и в нем общество определяло теперь свои насущные задачи, на нем и принимало решения. [Поэтому] ни один из привычных, разработанных и снабженных солидным архивом “дискурсов” не подошел для того, чтобы высказать новую истину»[133].

В сознании широких народных масс начала двадцатого столетия происходили значительные социокультурные сдвиги, отмеченные усилением радикалистских настроений в среде как рабочего класса, так и крестьянства. Об этом свидетельствовали события 1905 г. – бои на Пресне в Москве и полыхавшие в губерниях помещичьи усадьбы. Тем не менее политические события тех дней наглядно показали как противоречивость социокультурных сдвигов в России, так и неоднозначность питавших эти сдвиги мировоззренческих основ. Историк философии говорит о поисках в среде русских мыслителей путей, которые позволили бы избегнуть капитализма, обойти его справа или слева, и в подтверждение цитирует И. Л. Солоневича: «капитализм у нас не любили ни “реакция”, ни “революция”»[134]. Иными словами, отмечалось стремление (но не возможности!) не касаться наиболее спорных вопросов общественного развития, которые и без того дифференцировали политическую мысль страны.

Конец ознакомительного фрагмента.

Страница 48
Продолжить чтение