Теория журналистики в России - стр. 47
2.1.2. Приоритеты марксизма в понимании российской прессы
Идея практической реализации философского знания впервые была сформулирована в марксизме: «Философы различным образом пытались объяснить мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»[127]. С появлением марксизма в общественно-политическом анализе возникла принципиально неведомая до того ситуация. Выяснилось, что для успешного выполнения задач как по созданию революционной партии, так и по формированию классового сознания пролетариата необходима своя, демократическая, пресса. В качестве теоретиков К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали положения о классовом характере печати и партийности журналистики, о чем многократно писали еще советские историки печати[128]. Открытые Марксом и Энгельсом законы раскрывают процесс возникновения журналистики как определенной целенаправленной общественной деятельности, появления журналистов как публичных представителей идеологов господствующего класса. Именно идеологи «регулируют производство и распределение мыслей своего времени»[129], господствующих мыслей общества.
«По мере того, как учение К. Маркса получает все более широкое распространение, среди рабочего класса и образованных кругов общества начинаются попытки его практического применения. В ходе классовой борьбы возникает новое по качеству философское знание, которое сегодня можно назвать публичной философией. <…> В ответ на потребности практической борьбы философия Маркса… порождает свое инобытие в виде публичной философии, начинающей выполнять важные идеологические функции. Это различие весьма своеобразно проявляет себя в истории философской мысли в советский период, когда возникает и получает широкое распространение марксистско-ленинская философия»[130].
Марксизм как учение о политическом преобразовании общества для России оказался явно лидирующим направлением философской мысли – в нем содержалось то самое зерно теории, впоследствии названное «руководством к действию», в том числе для выработки модели взаимодействия власти, политической партии, общества и печати. Причем, отметим вслед за другими учеными, в его ленинской интерпретации. В рамках марксизма активно формировалась его политическая составляющая, непременным следствием которой стала теория печати, отличающаяся органичным реагированием на реалии политической жизни России: «У рабочих Франции, Германии есть кроме газет немало других возможностей высказаться, у нас же заменой всего этого должна служить – пока не завоевана политическая свобода – революционная газета, без которой невозможна никакая широкая организация всего рабочего движения»