Размер шрифта
-
+

Теория журналистики в России - стр. 46

. Это обстоятельство и определяет меру внимания общества к журналистике.

Известны мировоззренческие и политические концепции русской общественной мысли, оказавшие наиболее значительное влияние на российскую прессу прошлого века. Сошлемся на подробный анализ в коллективной монографии о зарождении и развитии отечественной теории журналистики: в одной из глав мы затронули традиционализм и морально-нравственные интенции славянофилов, демократизм западников, искания социал-демократов в их реформистском и революционном воплощениях[124]. Но за рамками анализа оказалось влияние на российскую печать сторонников религиозно-философских взглядов, метафизики всеединства, русского космизма, философских идей Льва Толстого и т. д. И тому были свои причины.

Во-первых, использованная нами выборка находит свое объяснение в самой истории: далеко не все философские концепции рубежа XIX и XX вв. нашли мощное подкрепление со стороны политики или, посмотрим иначе, не были взяты политикой в качестве своего теоретического базиса. Поэтому они либо косвенно воздействовали на складывающееся в обществе понимание задач прессы, либо вообще его не затронули. Именно так, например, случилось с религиозно-мировоззренческим просветительством широких слоев народа, несмотря на то, что начало ХХ столетия в России было отмечено религиозным Ренессансом. Однако к расширению значимости религиозного сознания «оказался причастен лишь небольшой слой интеллигенции. Представители религиозного Ренессанса почти не имели связи с народом, освободительным движением…»[125]. Фактически, о том же в своем анализе идейно-политического просветительства начала прошлого столетия говорит А. К. Секацкий: «Оторванное от практики обучение, равно как и абстрактные моральные примеры, оказывают ничтожное влияние как на крестьян, так и фабричных рабочих»[126].

Во-вторых, следует учитывать отсутствие непосредственного соприкосновения философии и журналистики – между ними нет законов прямого действия. Прежде всего, журналистика испытывает непосредственное влияние философии из сфер обществознания, максимально приближенных к социально-политической практике. И в самой философии не во всех ее областях наблюдается сближение с теоретическими представлениями о журналистике. Ближе подходят социальная и политическая философия, зато этика и эстетика скорее рефлексируют по поводу деятельности прессы, нежели формируют ее теоретический базис.

В основу нашего теоретического анализа положена марксистская методология учения о печати, которое представляет собой выражение материалистического понимания истории, прилагаемого к выработке представлений о духовной сфере общественной жизни. В данной связи были проанализированы как произведения политической философии начала ХХ века, так и работы по теории журналистики отечественных авторов. В теоретических источниках рассматривалась, прежде всего, мировоззренческая рефлексия их авторов как отражение доминант целеполагания общества своего времени. Внимание акцентируется на исторической обусловленности концепций теории журналистики и их ценностном выражении. Таким образом, в исследовании применяются историко-философский и ценностно-политический методы анализа в контексте марксистского тезиса о философии как орудии перестройки мира.

Страница 46