Теорика правительств и парламентарное правление - стр. 52
В самой середине хаоса девятисотых и тысячных лет королевское достоинство выжило. Оно оставалось, лишенное материальной основы, но благодаря моральным идеям, не потерявшим своего значения, воспоминаниям о предыдущих исторических периодах, никогда не терявших своего влияния и постоянно связывавшихся с этим именем. Король всегда был древним руководителем германцев, которому ото всех оказывались благочестие и учтивость. Он был представителем общепризнанного принципа власти, из которого исходил любой закон и любая законная власть. Такому пониманию традиция и воспоминания римского права всегда сообщал определенную жизненность. Наконец, было помазание монарха, получавший от Бога светский меч и право управлять народами. В целом, из этих идей и воспоминаний исходило глубокое уважение к его имени, отвлеченные, возвышенные чувства и общевоспринимаемое и бесспорное распространение его прав. Когда политический класс образовался вновь, единственно в короле он сможет точку своего воссоединения, основание своего организационного строения. В его личности, в акте его власти, полагалось найти законные титулы обладания землей, широчайшие права, которыми фактически этот класс уже обладал.
Феодализм многими рассматривается не как политическая формула, а как подлинное выражение королевской власти. Но это утверждение не выдерживает даже элементарной критики. Потому что короли могли передавать не только право верховенства, но и собственность на землю людям, занимавшим её, то есть баронам. Это было необходимо для того, чтобы они стали ее хозяевами, после того как nemo dat quod non habet. Теперь уже короли в Европе не становились никогда абсолютным хозяином всех суверенных прав, земель и людей, которые её обрабатывали. Значительно в меньшей степени таковыми были короли в средние века, в особенности между девятисотыми и тысячными годами, время зарождения феодального строя, когда было много таких хозяев собственного дома и окрестностей. Впоследствии, из-за того, что власть короля, т. е. государства существенно сократилась, нет более абсурдной вещи, чем думать, что он ее лишился в пользу тщеславных и буйных главарей бандформирований и, что никакой гарантии дисциплины и точного выполнения своих обязанностей с их стороны правительство не дождется. Итак, принимая участие в дискуссии по данному вопросу, мы скажем, что при феодализме предполагаемая уступка королевская феода в обмен на почести, верность и услуги, которые барон должен был предоставить суверену, в большинстве случаев было ни чем иным как простой юридической фикцией. Истина состоит в том, что в эпоху ужасающей анархии, предшествовавшей тысячелетию и чуть позже, сильные овладели стольким количеством земли, сколько могли захватить. На ней они утвердились как абсолютные хозяева над слабыми, которым они сохранили жизнь под условие, чтобы они обрабатывали землю в значительной мере в пользу синьора. Впоследствии, когда многие мелкие синьоры немного укрепились в своих замках крепостях, как это всегда случается, потребовалось фактическое владение оправдать правом. Бароны сделали вид, что они получили законное дозволение от суверена на владение этими землями, регалиями, всем комплексом прав, которые их предки завоевали исключительно с помощью шпаги, по праву сильного, что всегда случается, когда нет никакого высшего института над всеми, который бы всех держал в повиновении.