Теорика правительств и парламентарное правление - стр. 53
Без сомнения, поскольку короли в девятисотые годы, в сущности, весьма походили на главарей этих банд, отличались такой же природой, как и феодальные бароны, поэтому совершенно неудивительно, что подобно тому, как крупные бароны имели обыкновение закабалять земли (и предоставлять их) мелким синьорам своим сторонникам, точно также делали и они. Но этот случай все же был исключением, а не всеобщим правилом, и, добавим, исключением довольно редким. В некоторых случаях суверен, желая вновь вознаградить какого-нибудь смелого, но бедного военачальника, предоставлял ему земли, отобранные у побежденного им и лишенного собственности барона. Для примера вспомним, как в северной Италии Оттоны передали многие земли немецким кондотьерам, которые естественно были отобраны у старых итальянских баронов, восстававших против них. Но такие случаи оставались редким исключением. Наконец, после тысячелетнего рубежа произошли три эпизода, когда армии из Франции и других стран, где феодализм, утвердившийся вначале фактически, а потом и санкционированный правом, распространился на другие государства. Мы имеем в виду завоевание Англии и Двух Сицилий норманами и покорение Святой Земли франками. Захватчики пересадили в эти страны, как это всегда случается, институты, к которым они привыкли у себя на родине, а, поскольку, во Франции в то время как фактически, так и по праву был уже полностью развит феодализм, то эти завоевания и были организованы на феодальный манер. Но в этих случаях феодальние институты сохраняли неустранимые черты своего экзотического происхождения. Укажем лишь на одну из них. Жесткая дисциплина баронов во времена первых преемников Вильгельма Завоевателя не объясняется ни чем иным, как самой настоящей уступкой им феода со стороны суверенной власти, отобравшей землю у проигравших и подарившей её своим воинам в обмен на военные услуги, уже оказанные, и те, что ещё предстояло оказывать, а также необходимость поддерживать боеспособной и дисциплинированной армию покорителей в первые времена, под страхом быть изгнанными и покоренными.
Весьма уместно возвратиться к разговору о коммунах. Мы уже видели, что их первоначальное появление следует искать во временах смутной анархии, предшествовавших тысячелетним годам. Мы видели, что отправной точкой здесь были союзы свободных граждан городов, объединявшихся с целью застраховать себя от всех бед, грозивших изолированному индивиду в те времена со стороны частного насилия. Остается сказать о знаменитых королевских или императорских хартиях, к которым восходит появление коммун. У них не большая важность, чем у королевских инвеститур (пожалований), их действие не выходило за рамки санкционирования свершившихся фактов. После того, как коммуна утвердилась фактически, у нее возникало естественное желание получить правовое основание. Даже для свободных людей, объединившихся вместе в гильдии и компании, источником любого права оставался король, и им также требовалось королевское признание, и решали правовую задачу подкрепить королевским разрешением становление своего союза.