Теорика правительств и парламентарное правление - стр. 31
Таким образом, совершенно очевидно, что если под народом мы понимаем численное большинство, то оно не принимало никакого участия во власти в старинном греко-италийском городе. И если форма правления имела видимость демократии, то это происходило потому, что все граждане участвовали в управлении общественными делами, но составляли они лишь весьма узкий и исключительный класс.
И все же поначалу, несмотря на узость и исключительность, этот класс не встречал много препятствий в осуществлении своих полных правомочий. Это положение нельзя объяснить иным способом, нежели теми условиями нищеты и униженности, в которых находились плебеи в то время, когда единственным богатством было территориальное и вся земля находилась во власти настоящих граждан или патрициев, как в общем принято именовать их в истории. Короче, все элементы, способные войти в формирующийся политический класс, находились в числе полноправных граждан. И, естественно, другие, не имевшие навыков и возможности командовать, смирялись с участью подчиняться.
Но это положение не могло длиться вечно. Когда отношения стали более совершенными, стало возможно обрести достаток благодаря торговле и ремеслам. Значительная часть клиентов стали собственниками исключительными тех земель, которые их предки получили от патрициев. Наконец, среди самих плебеев по тем или иным социальным и экономическим причинам, о которых нам мало известно, формируется класс, уже достигший частично экономической независимости и политического благосостояния. В то время как число полноправных граждан неуклонно уменьшалось, этот класс смог приобрести необходимые способности для вхождения в политический класс и возможность надеяться заставить открыть двери легального гражданского состояния, которые были строго настрого закрыты для него до этого.
Борьба, которая дала место подобным возможностям и надеждам между античным классом граждан и плебеями, стала всеобщим, универсальным фактом во всех греко-италийских сообществах. Победа плебеев была почти всеобщей (повсеместной). Среди более или менее значительных стран лишь Спарта осталась верной античным порядкам. Во всех остальных раньше или позже рассмотренная нами родовая конституция закончила свое существование, упав и сломавшись вдребезги. Эта революция, о которой мы знаем по событиям, произошедшим как в Греции, так и в Риме, обычно рассматривается в истории как изменения, произошедшие в форме правления, связанные с переходом власти от аристократии к демократии. Однако если под демократией следует действительно понимать правление большинства численного, такое понимание никоим образом не точно. Ведь остается фактом, что в ходе вышеупомянутой революции произошла единственно замена правительства меньшинства на правительство другого меньшинства, более широкого, если хотите, и на другом основании, чем первое. В конце концов, вся революция вылилась в возможность регулировать государство в соответствии с новым публичным правом, в отмене старой политической формулы и принятием новой, которая разрешала всем элементам, способным к политическому руководству, сформировавшимся среди плебеев, приобрести гражданство и, следовательно, принять участие в осуществлении публичной власти.