Теорика правительств и парламентарное правление - стр. 29
Между родом и городом Фюстель де Куланж находит в качестве промежуточной организация curia латинов, которая соответствует фратра у греков, которая сформировалась из некоторого числа родов, имевших общий культ и обычаи по отношению к герою, их общему защитнику, и ассоциацию, сложившуюся из определенного количества курий и фратрий, объединенных религиозными узами. Здесь мы позволим себе заметить, что уважаемый автор несколько отошел от принятой системы. Указанные промежуточные организации между родом и городом действительно существовали в Риме и Афинах, но надо иметь в виду, что одна и вторая явились результатом слияния различных других городов, слияний, которые хотя и произошли во времена весьма отдаленные, определенно должны были оставить особые следы. Однако они далеки от того, чтобы быть фактом всеобщим, универсальным для всех греко-италийских государств, как например, политическая организация семьи и существование рода. Впрочем, каково было политическое значение курии, фратрии и племени в тех же Афинах и Риме? Они имели общий культ, но для объяснения этого достаточно указать на тот факт, что вначале эти города были независимыми, каждый из которых имел культ героя основателя, которому, естественно, было небезразлично, что различные небольшие города будут слиты в один обширный город, но что касается политической важности, то ее почти не было. Весьма отлично от этого род, о котором можно сказать, что именно он, а не гражданин, в давние времена существовал перед лицом государства, поскольку город-государство не был ассоциацией изолированных индивидов, но почти федерацией родов, каждый из которых действовал с учетом интересов всех своих членов.
В любом случае, какова бы ни была важность этих промежуточных организаций между родом и городом, вполне очевидно, что древними людьми двигала идея распространения самого рода и что, следовательно, она прекрасно подходила к той же модели, только увеличенной в размерах. Подобно семье, роду, город тоже имел священный огонь, не затухавший никогда, своего героя защитника, культ которого почитался только его жителями, и, как и в роду, существовал предок, положивший начало ему, то есть применительно к городу, был его основателем. Наконец, царь представлял в городе того, кто был отцом в семье, старейшиной в роде. Он воздавал жертвоприношения герою охранителю от всего города, председательствовал в Совете старейшин и в народном собрании, командовал войском во время войны.
Мы употребили термины Совет старейшин (senatus, yepouma или ßouXp и народное собрание – comitia, ayopd), рассмотрим, каковы же были первоначальные полномочия этих двух институтов в античном греко-римском городе. Сенат или совет старших, состоял из старейшин города и поскольку, как представляется, число его участников всегда соответствовало в точности количеству родов, входящих в состав города, поэтому можно предполагать с достаточной степенью определенности, что, по крайней мере, вначале совет состоял из отдельных глав родов. Глава каждого рода, об этом надо помнить, никогда не определялся обычными выборами. Для того, чтобы рассматриваться в качестве такового, достаточно было быть наиболее авторитетным по богатству, разуму или возрасту среди различных отцов семейств, входящих в род. В этом Совете старейшин, возглавлявшимся царем, обсуждались все общественные дела и в случае разногласия, решения принимались в соответствии с большинством голосов. Когда же речь заходила о делах исключительной важности, созывалось народное собрание, в котором, вероятно, могли участвовать все индивиды, способные носить оружие. В этой ассамблее старейшины обсуждали варианты принятия тех или иных решений, и все собрание в целом беспорядочными криками могло одобрять или не одобрять различные предположения, но в индивидуальном порядке не была допущена ни к осуждению, ни к голосованию.