Размер шрифта
-
+

Театр в античности - стр. 4

Представления у греков начались, конечно же, с празднеств в честь Диониса, в этом нет никаких сомнений. Эти сведения можно почерпнуть из надписей на так называемом «Паросском мраморе».

Вот текст надписи (цитирую дословно): «С тех пор, как поэт Феспид (Феспис), который поставил пьесу в городе, был первым, кто (начал говорить диалогами), и (в качестве приза) был введён козёл, а произошло это, когда первый … (имя архонта – прим.) был архонтом в Аф [инах], прошло 2 [7.] лет».2

У Горация мы читаем:

«Первым творения свои посвятил трагической музе

Феспис, который возил представленья свои на телеге,

А исполнителям он суслом вымазывал лица».3

Исследователи вычислили год первого представления в Афинах – 534 г. до н. э. Начиная с этой даты, драматические состязания становятся ежегодными.

Об этом прямо заявляет и Аристотель в своей «Поэтике». Философ использует понятие «дифирамб» по той причине, что их распевали на праздниках Диониса. Празднество в честь Диониса с кровавыми жертвоприношениями нужно рассматривать как пережиток архаического прошлого (возможно, первобытного характера), олицетворяющий цикличность сельскохозяйственных сезонов (умирание и воскрешение божества) со сценками посева, жатвы и охоты.

Драма как литературный жанр, включающий в себя и трагедию, и комедию, возникла путем импровизации (трагедия – от запевал дифирамба, а комедия – от запевал фаллических песен) и развилась как жанр.4

По Аристотелю трагедия состоит (по объёму) из: а) пролога; б) эписодия (эпизода); в) эксода; г) хоровой части; д) коммоса. Хоровая часть подразделяется в свою очередь на пародос (пародия) и стасим.5

Возьмем в качестве примера трагедию Эсхила «Персы», в которой есть парод, 2 эписодия, 2 стасима, эксод и прослеживается следующая закономерность: в пароде выступает только хор персидских старейшин (предводитель молчит); первый эписодий начинает предводитель хора, также в этой части участвуют Атосса – царица, супруга покойного Дария и гонец, который принес плохую весть о поражении персидского войска Ксеркса. Далее следует стасим, в котором выступает только хор персидских старейшин. Во втором эписодии мы опять видим Атоссу, хор (в которой задает темп предводитель – корифей), и ним присоединяется призрак Дария. Во втором стасиме играет роль хор (причем корифей молчит). В эксоде сюжет доходит до кульминации – появляется виновник ужасного поражения – Ксеркс, который причитает, а за ним не отстаёт и хор персидских старейшин.6 Эта трагедия имела оглушительный успех в Афинах по той причине, что аппелировала к патриотическим чувствам греков, да и поставлена была на славу.

Страница 4