Театр в античности - стр. 2
Моя методология, которой я пользовался при изучении этой научной проблемы, основывается на дедуктивном методе (от общего к частному, от теоретического материала к фактам, коих я нашел немало). Объясняю: я ориентировался на монографии наиболее компетентных исследователей, находил в них основные факты, ссылки на источники, по которым (по ссылкам) я попадал на древних авторов, живых свидетелей античности. Использовал я и университетские учебники (учебник С. Ковалева), а также свои записи лекций в МГУ доцента Т. Гвоздевой в бытность студентом Университета Российской Академии Образования. Определенную роль сыграла и помощь мне Интернет-ресурсов (источники, сведения древних авторов), терминология. Но основную помощь мне оказал богатейший фонд Государственной публичной исторической библиотеки.
Обзор источников по научной проблеме
По истории античного театра мы имеем два принципиальных типа источников: а) письменные (нарративные); б) художественно-изобразительные.
Важнейший исследовательский материал – сообщения и сведения античных авторов и художественные произведения самих корифеев драмы и театра. Это Эсхил, Еврипид, Софокл, Аристофан (V—IV в. в. до н. э.). От других авторов осталось очень мало сведений, что снижает наши возможности. От IV в. до н. э. у нас есть пьесы Менандра. Что касается римлян, что здесь нужно упомянуть произведения Плавта из Умбрии, Теренция из Карфагена (II в. до н. э.) и ничтожные фрагменты римских трудов по театру. А исключения здесь составляют труды Сенеки (I в. н. э.). Но есть и другие авторы, которые часто упоминали о театре. Это Аристотель со своей «Поэтикой» и «Риторикой». Автор сообщает ценные данные о возникновении и развитии комедии и трагедии. Из других трудов по театру остались обрывки в виде анонимных изложений содержания пьес, в виде так называемых схолий к сохранившимся или потерянным пьесам, в биографиях великих драматургов и позднейших словарях, в которых есть краткие сведения о театре.
Свидетель и творец «золотого века» римской культуры Витрувий в своем трактате «Об архитектуре» описал экстерьер и интерьер греческого и римского театра. Во II в. греческий лингвист Полидевк в словаре поместил свой индекс масок и нашел все существующие данные об элементах театра, об устройстве сцены и о театральных реквизитах. Ряд сведений по драматургии и театру содержится еще и в произведениях греческого писателя II в. Афинея и знаменитого писателя Лукиана из Самосаты, то которого также остался имеющий принципиальную роль трактат «О пляске».
Отдельные данные по театру мы находим у других авторов, которые были, казалось, далеки от забот театра – Платона, Плутарха, Цицерона, Тита Ливия, Горация. Ряд сведений о театре дают в своих обличительных памфлетах христианские писатели поздней античности Тертуллиан из Карфагена (II—III в. в.) и отец церкви – Августин Блаженный (IV—V в. в.).