Размер шрифта
-
+

Тайны Русской Православной церкви. Т. 4 - стр. 18

Намного проще было привлекать певцов-кастратов, которые сохраняли свой голос до преклонных лет.

Хотя кастрацию изобрели не в Европе, именно здесь ее стали наряду с сольфеджио включать в процесс подготовки профессиональных певцов.

Первыми официально признанными певцами-кастратами были Пьетро Паоло Фолиньято и Джироламо Россини, которые в конце XVI века пели в соборах Рима.

Их голоса восхищали знатоков, которые специально приходили, чтобы послушать их.

В число ценителей вокального искусства кастратов входил и папа.

Позиция католической церкви по отношению к певцам-кастратам была весьма двусмысленной.

С одной стороны, запрещая женщинам петь в общественных местах, церковь вроде бы заботилась об общественной морали, а с другой – допускала выступления певцов, чья естественная природа была изменена хирургическим путем.

Все же против выступлений кастратов церковные власти выступали крайне редко, что означало молчаливую поддержку практики кастрации. Кастраты пели повсюду, включая папскую капеллу.

В 1780 году в Риме официально насчитывалось более 200 кастратов. Всегда обаятельные, они обладали настолько прекрасными голосами, что слушатели забывали буквально обо всем, наслаждаясь их пением. Пением людей, и в то же время, – не совсем людей.

При этом особенно важно, что эти не совсем люди, мыслились современниками скорее с приставкой "сверх", но никак не "недо".

Но вернемся в Византию. Тут оскопление применялось также как карательная мера, за разные тяжкие преступления.

В византийской истории известны также случаи политического оскопления; жертвой его был, напр., знаменитый константинопольский патриарх Игнатий. Антропофаги, по рассказам, скопят людей для утучнения их тела.

Оскопление с религиозною целью встречается впервые тоже в древности, на Востоке.

Таково было служение богине Кибеле, перешедшее во Фригию из Сирии и Финикии, а оттуда распространившееся в Греции и Италии.

Жрецами этой богини были люди, добровольно оскопившие себя.

В христианском мире первый случай оскопления известен в III веке: знаменитый ученый Ориген оскопил себя во избежание соблазна, за что был лишен священства.

Защищая себя, Ориген ссылался на превратно толкуемый текст евангелиста Матфея: "суть бо скопчество. и т. д.".

Оскопление как ересь появилась в III веке, независимо от влияния Оригена, в Палестине, в гор. Филадельфии, под названием валезианской ереси, до имени аравийского философа Валезия.

Считается, что в 249 г. эта ересь была предана проклятию и дальнейшая судьба ее неизвестна.

Но с момента предания анафеме Константинопольского патриарха Михаила прошло всего 150 лет, когда чаша весов окончательно перевесилась на сторону Римского папы.

Страница 18