Размер шрифта
-
+

Тайны русской православной церкви. Т.1 - стр. 18

Особенно долго он пробыл на горе Афоне где к тому времени прочно обосновалась "Афонская монашеская республика".

Там же, монах Нил, если верить его "Житию", и изучил тайную науку "исихазма".

По возвращении на Московию, что произошло в период между 1473 и 1489 годами Нил основывает свой монашеский скит.

Там он как опытный афонский монах, собирает около себя последователей, "которые его были нрава", и предавшись замкнутой, уединенной жизни, интересуется почти исключительно книжными занятиями.

Этот скит, со временем стал известным в Московском царстве, а затем и Российской империи монастырем "Нило-Сорская пустынь".

И поскольку, вся дальнейшая жизнь Нила Сорского была им прожита в этом монастыре, то давайте, и мы проследим историю монастыря до смерти Нила Сорского, а уже потом, будем разбираться с его "идейным наследием".

И для того чтобы не исказить историю, надо отметить, что монах Нил возвратившись с Афона, вначале поселился в келье вблизи Кирилло-Белозерского монастыря, но прожив здесь какое-то время, в поисках еще большего "уединения" и для воплощения своих монашеских идеалов, принесенных им с Афона, ушел на реку Сору, "в места лесные, болотистые, дикие и пустынные", расположенные в пятнадцати верстах от Кириллова монастыря.

Сам он писал об этом так:

"Ныне вдалее от монастыря переселихся понеже благодатию Божиею обретох место, угодное моему разуму, занеже мирской чади маловходно".

Придя на новое место, в 1480 году, монах Нил по традиции поставил крест, затем построил часовню, келью, выкопал колодец и пруд.

Его спутник и ученик Иннокентий устроил свою келью не рядом, а на некотором расстоянии от кельи учителя.

Постепенно стали собираться к преподобному Нилу и другие монахи. Они тоже селились отдельно один от другого.

Лес на территории скита не вырубался, Монахи в своих кельях могли иметь иконы, книги и самое необходимое для жизни, а питаться должны были от своего "рукоделия".

"Для потребы братии" на реке Соре построили небольшую мельницу. Наносив земляной холм, соорудили первую церковь во имя Сретения Господня.

На общую службу монахи собирались дважды в неделю, а остальное время проводили в своих кельях в трудах и молитвах.

Сам преподобный Нил продолжал изучать Божественное Писание и переписывал книги, составлял сборники житий.

Надо сказать, что как известный афонский монах Нил Сорский в Московском царстве, был известной и авторитетной личностью, что с его мнением по сложным вопросам церковного строительства, были вынуждены считаться и высшие иерархи Русской церкви.

Например, в 1489 году, когда в Московии было широко распространено ожидание Конца света, новгородский архиепископ Геннадий просил ростовского архиепископа Иоасафа обратиться за советом по поводу этих слухов к старцам Паисию и Нилу.

Страница 18