Тайны русской православной церкви. Т.1 - стр. 19
Нил Сорский участвовал и в обсуждении важных вопросов на церковных соборах в Москве.
На соборе 1503 года он выдвинул предложение освободить монастыри от управления вотчинами.
По его мнению, монахи должны были стремиться не к материальному богатству, а к высоте внутренних духовных помыслов.
Но, увы ни тогда, ни после, до самого времени правления императрицы Екатерины Второй, никто это предложение не поддержал.
А авторитет старца Нила Сорского основывался на том, что его жизнь являлась примером воплощения этих новаторских идей.
Закончил земную жизнь Преподобный Нил Сорский 7 (20) мая 1508 года.
Но и тут он поступил крайне необычным для русских монахов образом, когда перед смертью составил свое «Завещание», которое гласило:
"Повергните тело мое в пустыни – да изъядят е зверие и птица; понеже согрешило есть к Богу много и недостойно погребения.
Мне потщания, елико по силе моей, чтобы бысть не сподоблен чести и славы века сего никоторыя, яко же в житии сем, тако и по смерти. Молю же всех, да помолятся о душе моей грешной, и прощения прошу от вас и от мены прощения. Бог да простит всех".
Но вот монахи Нило-Сорской пустыни не выполнили его "Завещания" и на месте его захоронения, положили камень с надписью года, месяца и дня его кончины, а позднее поставили часовню.
Ну, а теперь сам рассказ о жизни Нила Сорского, его сторонниках, противниках и учении, которое пустило свои глубокие корни в РПЦ…
Несмотря на все эти занятия, принятие схимы и любовь к уединенной монашеской жизни, Нил Сорский все же принимает участие в решении двух важнейших вопросов своего времени И вот несколько примеров!
1. "Дело о новгородских еретиках".
В деле о новгородских еретиках и Нил Сорский, и его ближайший "учитель" Паисий Ярославов, держались, более терпимых взглядов, чем большинство тогдашних русских иерархов, с Геннадием Новгородским и Иосифом Волоцким во главе.
И поскольку, не все читатели, знают историю этого вопроса, то подаю о этих церковных деятелях отдельную справку.
1. Геннадий (Гонозов) – новгородский архиепископ в 1484 – 1504 годы, первый видный противник ереси, так называемых жидовствующих.
Положение его в Новгороде было очень трудным: он был вторым лицом, занявшим кафедру по назначению из Москвы.
Сразу заявив себя усердным слугой Москвы, Геннадий настойчиво принялся за проведение в новгородской епархии политических и церковных стремлений центрального правительства.
Он встретил упорную оппозицию со стороны местного духовенства, которому московское владычество причинило материальный ущерб конфискацией части церковных и монастырских земель и богатой Софийской казны.