Тайны русской православной церкви. Т.1 - стр. 17
И поскольку "заволжские старцы", имеют самое прямое отношение к судьбе Нила Сорского, то они заслуживают и отдельного отступления.
Под "Заволжскими старцами" в истории русской православной церкви понимают иноков (монахов) Белозерских и Вологодских монастырей.
В конце XV и начале XVI в. они становятся известными, как отдельная "церковная партия", по своим гуманным воззрениям, образованности и критицизму, резко проявившаяся в борьбе с противоположной церковной "партией" Иосифа Волоцкого.
Основываясь на евангельском учении о любви и милостыне, "Заволжские старцы" требовали на соборе 1490 г. а затем в двух посланиях (1504 и 1505 гг. гуманного отношения к еретикам. Они предлагали лишь упорных еретиков отлучать от церкви, а раскаявшихся прощать совершенно.
Кроме того, "заволжскими старцами", заявляли о неприличии монастырям владеть землями и крестьянами.
По их мнению, обладание землями ставило духовенство в зависимость от мирской власти, лишало его самостоятельности в столкновениях с последней, не позволяло обличать и сдерживать сильных мира, "деморализировало" монашество.
Они считали такой порядок вещей противоречащим Евангелию, не согласующимся с жизнью древних русских подвижников.
Лучше раздавать богатство нищим, учили они, чем украшать храмы. Вообще, внешняя, обрядовая сторона религии не играла у них никакой роли.
Их монастыри резко отличались по своей бедной, простой обстановке от богатых церквей сторонников Иосифа Волоцкого.
Кстати "старцы" вмешивались и в личную жизнь московских царей. Так развод московского царя Василия III с женой и новый брак его вызвали осуждение со стороны "заволжцев".
За эти все эти "протесты", в 1523 г. один из "заволжцев", троицкий игумен Порфирий, был посажен в тюрьму.
Тем не менее, "старцы" продолжали в своей жизни и учениях стремится к нравственному совершенствованию путём критического, сознательного изучения Священного Писания.
Они убеждённые, что каждый, духовный или мирянин, должен учительствовать, старцы энергично пропагандировали своё учение.
Сам же Нил Сорский, пока "заволжские старцы", отстаивали свои убеждения, будучи малоизвестным и молодым русским монахом, покинул Московию и совершил длительное путешествие в Палестину, Константинополь и на Афон.
Непосредственная причина, побудившая Нила Сорского, покинуть свой монастырь была в том, что его не удовлетворяла существовавшая организация монастырской жизни, когда монахи живут "не по Закону Божию и преданию Святых Отцов, а по своей воле и человеческому рассуждению".
Именно поэтому, он вместе со своим сподвижником Иннокентием Охлябининым он ушел из Кириллова монастыря, паломником на Восток, где уже была широко распространена "скитская", "созерцательная" жизнь монахов.