Тайны и загадки смерти - стр. 7
Смерть и Ислам учит, что человек не должен опасаться смерти. Для тех, кто верит и делает праведные поступки, смерть не должна быть ужасна. Согласно предопределению Аллаха, мир постоянно обновляется, на смену смертной жизни приходит вечная жизнь. Когда фруктовая косточка оказывается в земле, то кажется, что она пропадет. Но на самом деле она, проходя через определенные стадии развития, в конце концов, превращается в дерево. И «смерть» косточки считается началом жизни нового дерева, новой, более идеальной ступени развития. И если гибель растений, представляющих собой примитивный ярус жизни, красива и имеет огромное значение, то смерть человека, представляющего собой более высокий ярус жизни, обязана быть еще более красива, и иметь еще более солидную силу: человек, уходя в землю, обязательно приобретет Вечную жизнь.
В Исламе живет представление «азаб алкабр» или мертвое наказание, обозначающий малый суд над усопшими, тот, что происходит сразу после смерти: «Мы накажем их двукратно, после они будут возвращены к великому наказанию» (9:101/102). Могила в этом плане – аналог христианского чистилища, где и формируется то, что заслужил умерший своими земными действиями – кара или вознаграждение. Если это награда, то могила делается преддверием райского сада, ежели это кара – преддверием ада. Если умерший верил, но имел какие-то грехи, за какие он не был наказан в земной жизни, он подвергается наказанию в могиле, и, загладив проступки, допускается в рай. Усопшего в могиле допрашивают 2 архангела – Мункар и Накир; они выполняют волю Аллаха, оставляют тела праведных радоваться покою до Дня воскресения. Грешников карают невыносимым давлением, а безбожников ждут ужасные муки: «Ежели бы ты видел, как завершают жизнь те, какие не верили, ангелы – они бьют их по лицу и по спинам: «Вкусите наказание пожара!» (Коран, 8:50/52).
После смерти душа попадает в область ожидания «барзах» (преграда), где и живет до Судного дня, при этом души верных мусульман встречаются на небесах, а души неверных попадают в колодец Барахут в Хадрамауте. В этом положении тела усопших все еще владеют способностью ощущать, хоть и пребывают в могилах. И, наконец, в день, когда вся Вселенная исчезнет (киямет), все умершие предстанут перед Аллахом для Высшего Суда. Суд Аллаха – верховный и объективный, во время какого он накажет безбожников и даст вечное счастье праведникам.
Сам день ужасного суда неизвестен. Праведники после Суда приобретут вечное блаженство в раю – ал-Джанна (в буквальном переводе значит «сад»). Коран так рисует ал-Джанна: «… там – реки из воды непортящейся, и реки из молока, вкус какого не изменяется, и реки из вина, приятного для пьющих, и реки из меду очищенного», там сады «темно-зеленые», там «фрукты, пальмы и гранаты». Праведники облачены в «одеяния изумрудные из сундуса и парчи, и украшены они ожерельями из серебра», покоятся на «ложах расшитых», «не испытают они там ни солнца, ни холода, близка над ними тень». Голод они успокаивают «плодами из тех, что они предпочтут, и мясом птиц из тех, что пожелают», поит их всевышний «напитком чистым», «из текущего ключа – от него не страдают головной болью и ослаблением». В качестве прислуги у праведных будут «мальчики вечно юные», обходящие хозяев «с сосудами из серебра и кубками хрусталя», а в качестве жен жителям рая будут предоставлены «девственницы, супруга обожающие, сверстницы», «черноокие, большеглазые, сходственные жемчугу хранимому».