Тайна Сознания. Нейрофизиология Пробуждения - стр. 10
«Лингвистическим является абсолютно все человеческое мышление, так как набор доступных людям восприятий определяется имеющимися у них „шаблонами узнавания“, то есть словами. То, для чего нет слова, для 99,99% людей не существует вообще».
Виктор Пелевин
Вследствие подобных взаимоотношений символов и действительности у людей возникают разные видения не только мира, но и идеологических структур в рамках одной и той же традиции. Коммуникационные проблемы во взаимодействии людей, культур, политических систем сегодня самые злободневные. Оперировать термином толерантности, воспринимаемой каждой политизированной системой по-разному, не просто недостаточно, но и опасно ввиду жесткого социального отбора в современном мире.
Структурные, видовые, культурологические особенности языка неотъемлемо впечатывают свой след в формирование мыслительных конструкций и методов познания.
В различных религиозных и духовных традициях существуют свои знаковые символы, имеющие семантические обозначения, формирующие модель мира и соответствующую идеологию. Подобные иерархические системы переподчинения не могут быть охвачены только языковыми средствами, из-за чего повсеместно наблюдается кризис веры.
Необходимо ясно представлять, что вербальный язык – это не более, чем символ, который не только маскирует, но и подавляет уже существующий опыт Искомого. Ни одно понятие, никакой символ не приведут к контакту с реальностью, а будут выражать лишь её отдельный признак.
Принципы духовного поиска, основанные на свойствах вербализации, приводят только к вытеснению самого Сознания из процесса познания.
Мысль, выраженная в словах, всегда была предметом мультидисциплинарных споров философов, психологов, когнитивистов. Суть их заключена и в механизмах, посредством которых человек делает попытки познать себя.
Общий интерес выражен в следующем вопросе: являются ли высшие психические функции человека универсальными и врожденными или они представляют собой результат обучения языку и языковым символам, определяющим реальность.
Бесспорно одно: то, для чего есть название, существует помимо определения, само по себе. Язык дает название тому, что уже существует.
Другими словами, человек ищет то, что уже существует, но методы его собственной самоидентификации создают механизмы разделения, из-за которых он не способен что-либо найти за пределами своих компетенций.
Говоря еще более простым языком: если человек не знает то, что ищет, как он узнает, что он нашел? Если же он знает, что ищет, то почему он ищет?
Алогизм духовного поиска возникает уже на стадии, когда Ищущий определяет себя фактом поиска отдельным от Искомого. Квантовая механика в интерпретации Хью Эверетта, о которой еще пойдет речь далее, заявляет о том же: Наблюдающий самим фактом наблюдения создает квантовую функцию – реальность, которая меняет самого Наблюдающего.