Размер шрифта
-
+

Таинство Исповеди. В помощь кающимся - стр. 7

«И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1: 5—9).

Путь к Богу и Вечной Жизни – непрост и тернист. На то, чтобы вырваться из греховного рабства, уходят долгие годы взлетов и падений. Всем известно, каким трудом обретается избавление от, казалось бы, даже самых незначительных страстей. Например, нам никак не удается удержаться от бесплодных словесных перепалок и нелепой лжи по мелочам. Испытывая угрызения совести, мы клянемся себе, что впредь не позволим себе этого, но уже на следующий день все повторяется с удручающей неизбежностью. Дни складываются в годы, а годы – в жизнь…

Если в нас ничего не меняется, значит, наш главный экзамен на сопричастность Вечности провален. По слову апостола и евангелиста Иоанна, в Царствие Небесное не войдет «ничто нечистое и никто, преданный мерзости и лжи» (Откр. 21: 27). И дело вовсе не в том, что Бог хочет во что бы то ни стало покарать грешника. Господь любит каждого человека, как Своего родного ребенка, просто нам дарована свобода выбора, и, осознанно становясь на путь служения греху, мы сами, а вовсе не Бог, вершим над собой суд и лишаем себя райского блаженства.

Преподобный Макарий Оптинский (1788—1860) писал:

«Вся ваша беда в том, что вы, все это зная, не исполняете, и притом еще чувствуете, что совершенно будете безответны на Страшном суде. Если сие последнее сильно на вас действует, то и паки скажу вам, что это суть козни вражии и плод гордости. Вы, сознавая себя грешными, не должны отчаиваться, а паче смиряться и дивиться человеколюбию Божию, терпящему вас и ожидающему вашего обращения и покаяния».

Все наши скверные поступки – лишь внешние проявления тяжкой духовной болезни, от которой нас в силах исцелить только Сам Господь. В Таинстве Исповеди Он прощает нам все совершенные грехи, то есть недостойные мысли, слова и поступки, и врачует наши души, исправляя их от греховной поврежденности.

Таинство – это, прежде всего, действие Святого Духа в сердце человеческом, совершаемое невидимо и непостижимо. Другая его составляющая часть – внешние действия, выражающиеся в церковном чинопоследовании. Исповедуясь священнику, необходимо помнить: мы должны не просто механически перечислить все, даже самые гадкие свои поступки, хотя и это, безусловно, требует мужества. Главное – проникнуться твердой решимостью эти поступки впредь не повторять и сражаться с грехом до победного конца, сколько бы времени и сил ни отняла эта война.

Страница 7