Таинство Исповеди. В помощь кающимся - стр. 6
И все же одного перечисления грехов недостаточно: исповедь должна быть соединена с искренним раскаянием, с глубокой верой и с надеждой на неизреченную милость Божию.
В богословских трудах, посвященных покаянию, авторы выделяют две составляющие таинства: видимую и невидимую части. Видимая часть – это устное исповедание своих грехов священнослужителю, завершающееся покрытием головы кающегося иерейской епитрахилью и произнесением священником разрешительной молитвы. Невидимая часть – глубокое раскаяние исповедующегося, желание впредь не грешить, прощение его Богом и укрепление Благодатью.
Покаяние, или исповедь, – одно из важнейших церковных таинств, во время совершения которого человек, сокрушенно исповедующий свои грехи Господу, повествует о них священнику, как свидетелю. При этом, как и в любом другом таинстве, действия священнослужителя являются видимым выражением невидимого действия Божественной Благодати.
В Пространном христианском катехизисе святителя Филарета (Дроздова, 1788—1867) о Таинстве Покаяния сказано так:
«Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом».
Таинство Исповеди – это Божий дар, соединяющий нас с Отцом Небесным. Человек, приступающий к нему с верой, приобщается к Божественной любви, подающей помощь, сообщающей силы и очищающей от грехов.
В отличие от ветхозаветных иудеев, мечтавших победить в себе грех, но не располагавших силами для достижения этой победы, нам, христианам, при всем нашем недостоинстве искупительной жертвой Спасителя дарована возможность приобщения к Богу и освящения Его Благодатью. Если мы всем сердцем веруем в Господа нашего Иисуса Христа, эта Благодать помогает нам преодолевать наше греховное состояние и постепенно приближаться к Богу.
Грех – преграда на пути человека к Богу. Эту преграду необходимо день за днем преодолевать уже здесь, в земной, временной жизни, к которой следует относиться как к испытанию перед вступлением в Жизнь Вечную.
Необходимое условие совершения таинства – наша устремленность навстречу Богу. В этом случае через Благодать, посылаемую Им, мы приближаемся к обновленному душевному состоянию, становясь настоящими христианами.
Мы должны стремиться быть похожими на Богочеловека Иисуса Христа мыслями, речами, поступками – то есть всей своей жизнью. Мы не вправе впадать в уныние, сдаваться и опускать руки, даже осознавая свою слабость и неизбывную склонность к греху.
Святой апостол и евангелист Иоанн предупреждает своих учеников, а в их лице и всех нас: