Размер шрифта
-
+

Святые великомученицы Екатерина и Варвара - стр. 21

Развитие почитания великомученицы Екатерины в XV–XVI веках, выразившееся в увеличении числа изображений святой как на отдельных иконах, так и в составе избранных святых, в том числе в минейных циклах, было определено рядом факторов. Одна из причин – интенсивность контактов с монастырем великомученицы Екатерины на Синае; в конце XV – начале XVI века в Москву были перенесены частицы мощей святой. По сведениям, выявленным В. А. Меняйло, крест с мощами великомученицы Екатерины был вложен в Архангельский собор Московского Кремля Иоанном IV Грозным; несколько мощевиков с частицами мощей хранились в Благовещенском соборе. Особо почиталась святая Екатерина в семье московских великих князей, так как являлась небесной покровительницей матери жены Иоанна III, Софии Палеолог. Известно, что складень с мощами великомученицы Екатерины был выполнен по заказу Иоанна III перед его походом на Великий Новгород (1471). В 1-й трети XVI века в мастерской великой княгини Соломонии Сабуровой была создана подвесная пелена «Великомученица Екатерина», где великомученица изображена в рост со свитком в руке. Такие фронтальные – поясные и ростовые – изображения преобладали в живописи Москвы и Средней Руси. На свитке обычно воспроизводится текст ее молитвенного обращения к Господу: «Господи Боже мой, услыши мя, елико аще Тебе ся молю. Аще кто воспомянет имя мое, Екатерину, при исходе души его, проводи его миром».

В XVI веке в русской иконописи, очевидно, появились первые изображения святой Екатерины с орудием мучения – колесом.

С XVI века в русском искусстве складывался иконографический вариант, не встречающийся в византийском или балканском искусстве, – «Моление великомученицы Екатерины о народе»: святая со свитком в руке в молении к Спасителю, за фигурой великомученицы – палач, вынимающий меч из ножен; иногда рядом изображается колесо и крепостные сооружения, воспроизводящие, как считается, стены монастыря великомученицы Екатерины на Синае или города Александрии, где святая пострадала. На формирование этой иконографии оказало влияние почитание великомученицы как заступницы при исходе души: согласно тексту жития, перед казнью она молила Господа простить все грехи тем, кто помянет ее перед смертью. Литературной основой этого сюжета послужил текст жития, известный на Руси по сборнику Миней-Четьих, составленному митрополитом, святителем Макарием в середине XVI века.

Варианты композиции «Моление великомученицы Екатерины перед Спасителем» встречаются в шитье и в иконописи (в XVI веке преимущественно в памятниках Великого Новгорода и Пскова); среди наиболее ранних: «Усекновение главы великомученицы Екатерины, с житием»; шитая пелена с клеймами жития из Хутынского монастыря (1-я треть XVI в.). На развернутом свитке святой Екатерины в большинстве случаев воспроизводится текст ее молитвы к Господу, иногда читаются слова из Символа веры. В развернутом варианте композиции у ног великомученицы Екатерины изображают коленопреклоненные фигуры. В некоторых произведениях в ответ на моление святой Екатерины Христос протягивает ей свиток.

Страница 21