Святые великомученицы Екатерина и Варвара - стр. 20
В XVII–XIX веках великомученицу Екатерину изображали вместе с великомучеником Меркурием, память которого отмечают одновременно или накануне дня памяти святой Екатерины: роспись собора монастыря Святой Троицы в Метеорах (XVIII в.); икона «Великомученики Меркурий и Екатерина» (2-я пол. XVIII в., музей монастыря Лимонос на острове Лесбос); «Великомученики Екатерина и Меркурий поражают царей» (Крит, нач. XVII или XIX в.). Иконография святой Екатерины, поражающей нечестивого царя, редко встречается в греческой живописи и, вероятно, была заимствована из западноевропейского искусства, где она известна со времени позднего Средневековья (например, «Великомученица Екатерина Александрийская», картина нидерландского мастера последней четверти XV в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Изображения великомученицы Екатерины много кратно воспроизводились на предметах мелкой пластики (крестах, иконках), в шитье, на гравюрах. Многие из образцов были вложены в Синайский монастырь или созданы в нем: серебряная митра (1636) – дар жителей города Янина; орарь – вклад Никифора Марталиса, архиепископа Синайского (1648 г., критская мастерская); шитый образ святой Екатерины с житийными сценами (1770 г., мастерская в Вене); плащаница с образом великомученицы Екатерины и сценами ее жития (1805 г., мастерская в Вене).
На Руси изображения великомученицы Екатерины известны с домонгольского времени. Как святая Екатерина идентифицируется одно из безы мянных изображений святой жены в богатом платье и с венцом на голове в соборе Святой Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). В ранних памятниках великомученица Екатерина изображалась по византийским образцам: в царских лоратных одеяниях с венцом на голове и крестом в правой руке, левая рука поднята в жесте моления; иногда на ее плечи накинут плащ (нередко киноварного цвета). Образ святой Екатерины был включен в декорацию Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (рубеж 30–40-х гг. XII в.), церквей Спаса Преображения на Нередице (1199), Спаса Преображения на Ковалеве в Великом Новгороде (1380), Рождества Христова в Довмонтовом городе во Пскове (конец XIV в.). Святая Екатерина представлена на уникальной миниатюре Новгородского Евангелия Тошинича (кон. XII – нач. XIII в.). Большое число ранних русских изображений великомученицы Екатерины может свидетельствовать о значительном влиянии, которое оказали на развитие почитания святой Екатерины культурные связи Руси с Византией, Синаем и Западной Европой.
Среди избранных святых, часто рядом с другими женами-великомученицами, святая Екатерина представлена на иконах: на поле иконы «Богоматерь Владимирская» (XV в.); «Святитель Никола Чудотворец, преподобный Сергий Радонежский и великомученица Екатерина» (кон. XV – нач. XVI в., Ростов) и других. В большинстве случаев великомученица Екатерина представлена как царственная мученица в роскошных одеждах и в венце, иногда – как дева с распущенными волосами и без короны. В более поздних памятниках над нимбом святой Екатерины иногда изображают мученический венец, который на нее возлагают Ангелы. Святая представлена в группе праведных жен в композициях «О Тебе радуется», «Суббота всех святых», «Страшный Суд».