Размер шрифта
-
+

Святые священномученик Киприан и мученица Иустина. Житие, служба, акафист - стр. 3

() раздался взрыв в подкопе под крепостными стенами Казани[25]. После этого начался решительный штурм, в образовавшийся в стенах пролом ринулись русские воины и Казань пала, как отмечает летопись, “на память святых великомученик Киприяна и Устиньи, в день неделныи”[26]. В покоренном граде затем воздвигли православные храмы и среди них – “третью церковь святых великомученик Киприяна и Устиньи”[27]. Позднее на Красной площади в Москве в память казанской победы был построен храм-памятник Покрова на Рву, ныне известный как собор Василия Блаженного (†1557; пам. 2 авг.). Среди девяти приделов, устроенных в нем, северный был посвящен святым Киприану и Иустинии[28]. В 1586 году в Москву прибыл Антиохийский Патриарх Иоаким (1586–1587), который во время приема у царя Феодора Иоанновича (1584–1598) вручил ему различные святыни, и среди них были частицы мощей священномученика Киприана и мученицы Иустинии[29].

Честные мощи святых мучеников находятся в Италии. Архиепископ Сергий пишет: «Св<ятые> мощи их перевезены соплеменными Киприану мореплавателями в Рим, где они почивают и доныне”[30]. Рядом с кафедральным собором во имя Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Риме находится баптистерий святого императора Константина (†337; пам. 21 мая), в котором имеется несколько приделов. Кроме того, к баптистерию сделана пристройка, в которой находятся два придела. Второй “в той же пристройке (налево от входа из крещальни) – придел во имя священномученика Киприана и святой мученицы Иустинии девы, память 2 октября. Внутри находящегося в приделе престола, как видно сквозь имеющееся в передней доске его отверстие с решеткой, стоит белая мраморная гробница, в которой почивают мощи священномученика Киприана и мученицы Иустины”[31]. Русские паломники, посещая Рим, стремятся поклониться их святым мощам.

В публикуемой ниже службе священномученик Киприан прославляется как святой, отринувший служение бесам и стяжавший благодать, претерпевший мученическую кончину. При этом он уподобляется апостолу Павлу: “Павлов собеседник”[32], “Яко Павел, ко Христу душевную любовь преложив…”[33], “Наказан в прелести прилежно, яко Павел, зван бысть с Небесе”[34]. Святитель Василий Великий в Слове говорит: “Весьма неблагородно и низко думать, что оскорбительно будет для подвижника напоминать о непохвальных делах его”[35]. Далее Отец Церкви говорит, что апостол Павел до своего обращения ко Христу был гонителем Его последователей и, следовательно, “как изменился предмет его ревности, чтобы сравнением того и другого прославить больше Благодетеля”

Страница 3