Размер шрифта
-
+

Святитель Тихон Задонский - стр. 7

Премудрый Промыслитель, ведая душевную чистоту и готовность Тихона на служение Святой Церкви, как будто выжидал возложения на него монашеского чина, чтобы в скором времени возвести его на степень архипастыря: через три года после поступления в монашество он был уже епископом.

В неделю Антипасхи Тихона рукоположили в иеродиакона, а летом, в вакацию, – во иеромонаха. Вместе с этим саном умножались и его труды по семинарии. С августа того же года он был сделан преподавателем философии, а в январе – префектом[8] семинарии. Но не более полугода довелось ему трудиться в преподавании нового предмета и в отправлении новой должности. Скоро он призван был к новому роду служения. Так как слух о дарованиях, уме и добродетелях Тихона распространился между архипастырями, то некоторые из них хотели воспользоваться его услугами на пользу школы и Церкви. Так, епископ Тверской, Преосвященный Афанасий, выпросил его в свою епархию у архиепископа Новгородского Димитрия. 26 августа 1759 г. последовал из Святейшего Синода указ, которым Тихон отдавался в распоряжение Преосвященного Афанасия. Он увольнялся в Тверскую епархию, «к определению, по рассмотрению тамошнего Преосвященного, к лучшему пред сим, в коем он находился, послушанию!». Несмотря на недавнее пострижение Тихона, Афанасий сделал его сначала настоятелем и архимандритом Желтикова монастыря, а потом, в том же 1759 г., настоятелем Отроч монастыря, ректором Тверской семинарии и преподавателем богословия, а вместе с этим присутствующим в духовной консистории[9]. Полтора года проходил Тихон это новое послушание. Шесть книг «Об истинном христианстве» служат памятником его богословским урокам, читанным ученикам семинарии. Святитель более всего старался действовать на сердце своих слушателей. Излагая ясно и основательно чистое православное учение о догматах веры, он не вдавался в диалектические тонкости, но, проникнутый духом Священного Писания и писаний Отеческих, более всего стремился возбудить любовь к святой истине, обратить ее в начало жизни и деятельности.

Живя в Твери, Тихон думал и мечтал только об уединении. «Я никогда не мыслил о сем важном сане, чтобы быть мне епископом, – говорил он о себе, и, без сомнения, со всей искренностью, как и во всем прочем, что ни говорил он о себе. – У меня мысли были непременно куда-нибудь удалиться в пустынный монастырь, быть монахом и провождать уединенную жизнь; но Всевышнего судьбе угодно так, что есмь недостойный епископ». И потому, чем неожиданнее было его избрание во епископа, тем памятнее были для него все подробности этого события.

Страница 7