Размер шрифта
-
+

Святитель Тихон Задонский

1

Иак. 5:16.

2

Первое жизнеописание святителя было издано Преосвященным Тихоном III в 1794 г., более подробное написано Е.А. Болховитиновым в 1796 г. Епископ Тихон III (Тимофей Стефанович Ступишин-Малинин) род. в 1745 г. в семье священнодиакона. В 1767 г., во время учебы в Московской Духовной академии, принял монашеский постриг с именем Тихон. В 1771 г. определен архимандритом в Отроч монастырь Тверской епархии. В 1775 г. рукоположен во епископа Воронежского. При жизни святителя Тихона в монастыре епископ Тихон III неоднократно приезжал к нему и принимал от него советы и наставления. В 1788 г. переведен на Тверскую епархию. В 1792 г. стал архиепископом Астраханским. Умер в 1793 г. Митрополит Киевский Евгений, в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов (1767–1837), сын воронежского священника, обучался в Воронежской семинарии в то время, когда святитель Тихон жил в Задонске и скончался там. Один из его родственников, Федор Болховитинов, был секретарем Духовной консистории в Воронеже в бытность свт. Тихона епископом Воронежским, от него Евгений мог иметь о святителе самые достоверные сведения. Присутствовал на погребении епископа Тихона. С 1789 по 1799 г. проходил наставническую и начальническую деятельность при Воронежской семинарии и в это время составлял описание жизни святителя (1796). После первого издания озаботился собиранием сведений о святителе для нового издания. Большая их часть была получена от келейника Иоанна. Болховитинов входил в сношения со многими, знавшими Тихона, переписывался для этого с товарищами святителя по семинарии и училищной службе. В 1820 г. он издал исправленное и дополненное описание жизни святителя Тихона I.

3

Кошт – иждивение, содержание.

4

Свободное от занятий время, отпуск, каникулы.

5

Опять, снова.

6

Здесь: белец – белое духовенство, не монах.

7

«Богомыслие есть углубленное размышление о домостроительстве спасения или вообще, или о каком-либо одном предмете, входящем в состав его. Как проснетесь – тотчас обозрите все – от сотворения до Второго пришествия, Суда и решения участи всех… Потом берите один предмет и углубитесь в него, пока он обымет сердце… И в сем объятии творите потом молитву… И так весь день… перемешивайте богомыслие с молитвою. Господь близок ко всем призывающим Его… Богомыслие общее настроение поправляет и обновляет. Хорошо всегда доводить его до конца, то есть ставить себя на Суде Божием, как бы это было на деле, и – затем вопить: «Господи, помилуй!» У отцов пишется: самое лучшее стояние во время молитвы есть стоять на Суде. Из богомыслия иной предмет ближе других приляжет к сердцу. Тогда на нем после окончания сего дела остановиться надо и им подольше попитать себя. Этим пролагается путь к непрестанной молитве». (О непрестанной молитве. Поучения святителя Феофана Затворника.)

8

Инспектор. Префект был помощником ректора и непосредственным наблюдателем за точным выполнением всех установленных в семинарии порядков.

9

Во внутреннем устройстве духовной консистории выделялись два самостоятельных ведомства: первое называлось «присутствие», второе – «канцелярия». В соответствии c этим лица, служившие в консистории, делились на так называемых «присутствующих» и служителей канцелярии. Членами присутствия духовной консистории могли быть только представители духовенства. Обязанности членов присутствия заключались в слушании дел, производимых в консистории, вынесении по ним решения и предоставлении своего «мнения» на рассмотрение архиерея.

10

«Кексгольм, построенный в 1295 г. шведами и с 1710 г. безотложно под Российским владением находящийся город, находится на двух островах (из коих на одном крепость) в том месте, где река Вокса в Ладожское озеро впадает. В старину Россияне называли его Корелями или Корельским городом. Он ныне уездный город Выборгского наместничества и отстоит от Санкт-Петербурга к северу на 146 верст. Жители оного почти большая честь чухонцы, шведы и немцы» (Е. Болховитинов). Сейчас это Приозерск – город в России, административный центр Приозерского района Ленинградской области.

11

Отпевание.

12

Здесь: настолько.

13

Екатерина II была сторонницей секуляризации монастырских имуществ, разработанной еще Петром Великим. Теперь, когда власть была в ее руках, она открыто высказала мысль о противоречии между монашеским обетом и собственностью, которая принадлежит монастырям. Нетерпящая никаких возражений, она приказала арестовать и предать суду Владыку Ростовского Арсения Мацеевича, который осмелился выступить против ее церковной политики. Лишенный сана и священства, простым монахом он был отправлен в отдаленный монастырь, в Карелию, а впоследствии расстрижен и под мирским именем Андрей сослан в Ревельскую крепость.

14

C 1775 г. архиепископ Московский, в 1787 г. возведен в сан митрополита Московского и Коломенского.

15

Здесь: кандидат на священническое место.

16

Территория епархии была разделена на заказные округа (заказы). Границы такого округа определялись количеством церквей, расположенных на данной территории. Во главе заказов стояли поповские старосты. Они избирались всеми священно и церковнослужителями заказа на три года и утверждались епархиальным архиереем. Заказы, удаленные от епархиального центра, управлялись заказчиками, обладавшими теми же полномочиями, что и поповские старосты, только в их ведение входило меньшее количество церквей. Должность заказчика могла замещаться духовным лицом в сане протопопа и иерея, которые назначались епархиальной властью или выбирались духовенством заказа. Заказчики должны были проводить освидетельствование ставленнических грамот, контролировать поведение и нравственность духовенства, законность и правильность исполнения церковных обрядов, объявлять архиерейские указы и следить за их исполнением, собирать с церквей и монастырей архиерейскую дань. Десятоначальники (на каждые десять церквей заказа) выбирались из священников, «постоянно трезвенных и благоговейных, ни в каких пороках и подозрениях ненаказывавшихся». Они являлись помощниками заказчиков и должны были надзирать за благочинием духовенства, правильным ведением церковных служб во вверенных им десяти церквях заказа.

17

Сборники церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде некоторых славянских стран.

18

В 1766 г. Св. Синод издал указ об отмене по духовному ведомству телесных наказаний для всех священнослужителей белого и черного духовенства.

19

Вязаная шерстяная рукавица, которую обычно поддевают под кожаную.

20

Памятная записка, просьба, прошение.

21

Друг и сотаинник святителя. Подробно о нем см. «Историю Задонского монастыря».

22

Это были большие по тем временам средства. Так, к примеру, в Задонске за 12 руб. можно было купить хороший дом на 4–6 человек.

23

Клиросе.

24

Больших.

25

Василий Иванович Чеботарев служил келейником у преосвященного Тихона с самого приезда его в Задонскую обитель. Был он елецким мещанином. Умер в Ельце мирянином. Святитель не благословил ему оставаться в монастыре за какую-то немощь его.

26

Больших.

27

Василий Иванович Чеботарев служил келейником у преосвященного Тихона с самого приезда его в Задонскую обитель. Был он елецким мещанином. Умер в Ельце мирянином. Святитель не благословил ему оставаться в монастыре за какую-то немощь его.

28

Простая хлопчатобумажная ткань.

29

Шерстяная.

30

Мужская обувь без голенищ.

31

Вместилище для хранения вещей.

32

Затяжной кожаный мешок.

33

Тем более, особенно.

34

Опять, снова.

35

Здесь: ясных, светлых. (Вёдро – ясная, тихая, хорошая погода.)

36

Комплексия человека, сложение или телосложение, склад (похожее слово – комплекция).

37

Кланялся поясно, поклон через правую руку.

38

Святитель Тихон привез с собой в Воронежскую епархию своего племянника Филиппа, лет 14–15, сына старшего брата святителя, Ефима. «Филипп воспитывался в семинарии до философского класса, далее которого и не простиралось учение в Воронеже. После увольнения на покой свт. Тихона Филипп жил при нем несколько времени в качестве келейника, потом Алексей Бехтеев, помещик Липовки и Ксизова, выпросил у святителя его племянника к себе в диаконы в Липовку, с тем, чтобы он со временем был священником. Но Преосвященный Тихон сказал, что Филипп священнической должности достойно не понесет. Филипп так и остался диаконом до смерти в 1800 году». Был хорошим живописцем. Потомство его довольно многочисленно. Сын Филиппа Димитрий был псаломщиком в Липовке; свое место он сдал своему сыну Ивану Димитриевичу, который занимал в сане диакона эту должность. Сыновья Ивана Димитриевича: Иван Иванович, диакон в Ксизове; Сергей Иванович, священник в Старо-Никольском; Вениамин Иванович, священник в Дубовом, Задонского уезда; Павел Иванович, начальник станции на ж.д. Другой сын Димитрия Филипповича, Александр, был псаломщиком в с. Пушкарском, его сыновья: Петр Александрович, елецкий живописец, Иван Александрович, регент в Исаакиевском соборе в Петербурге.

39

Арап, негр, чернокожий.

40

Невярович В. Бехтеевы и святитель Тихон Задонский – http://www.rusk.ru/st.php?idar=110941

41

Батюшка.

42

Здесь: я.

Страница notes