Святитель Тихон Задонский - стр. 21
Святитель заботился, чтобы не только в храмах Божиих, но и вне их в праздничные дни не было бесчиния. «Известно нам учинилось, – пишет он, – что епархии нашей в разных местах, а особливо в городах, люди, забыв свою христианскую должность, не только в простые дни, но и в праздничные, до начатия и во время отправления в святых церквах Божественной литургии и другой службы, приходя в питейные дома, пьют и напиваются пьяны, поют всякие неподобные песни и делают шум, свары и другие безобразия и соблазны, чем явно грешат против Божия заповеди, и церковное узаконение и указ монарший (1722 г. окт. 27) нарушают. Того ради приказа и всем духовным правлениям, каждому ведомства своего священникам и причетникам предложить указами с тем, дабы они приходским своим людям в церквах, когда народу в собрании будет много, неоднократно оные указы прочитали и притом их, чтобы они от хождения в вышесказанное время в питейные дома удержались, и ходили б по должности христианской в храмы святые за славословие Божие и провождали воскресные и праздничные дни со всяким благоговением, увещевали, представляя им за неисправность гнев Божий и Страшный Его неизбежный Суд. ‹…› Если же кои священники и церковнослужители за приходскими своими людьми во оном смотрения иметь, и их от того отвращать, и по увещании доносить, а духовные правления, ведая о том, нам представлять не будут, за то как те священники с причетники, так и духовные правления штрафованы быть имеют по законам без всякого упущения. А в воронежскую губернскую канцелярию сообщить промеморию[20] и требовать, дабы благоволила о всем вышеписанном, как здешним, так и всех городов и мест жителям объявить с подписками, а в воскресные и праздничные дни до окончания церковной службы и крестного хождения в питейных домах продажу, в силу указа 1722 г. окт. 27, чинить запретить».
Святителю нужно было не только охранять свою паству от уклонения в ереси и расколы, но и истреблять остатки языческих верований. Известна ревность святителя, с какой он обличал и уничтожил в Воронеже бесчинный праздник Ярилы. Еще в 1764 г. он предписал духовенству воронежскому удерживать народ от этого праздника. Узнав, что в 1765 г., несмотря на это, праздник совершается, он лично явился среди бесчинных, рассеял их своим словом, и потом предписал переписать всех бывших на этом празднестве, обязать их подпискою впредь не делать такого бесчиния, угрожая в противном случае архиерейским запрещением и отлучением.
Другой случай: «Понеже из производимых в консистории дел, – пишет он, – оказалось некоторых Войска Донского станиц не токмо простолюдины, но и священно– и церковнослужители имели у себя волшебные и суеверные тетрадки и письма, и оные, или по невежеству, или ж по точному правил Святых Отец пренебрежению, не токмо за богопротивные не почитали, но еще веря им по единому тому, что в них написаны имена Божии, Пресвятыя Богородицы и других святых, по них действовали, за что по рассмотрению вин их, иные посланы в монастыри для покаяния и исправления на несколько лет, а другие, по лишении чинов своих, отосланы для ссылки туда, куда тяжко винные ссылаются, в воронежскую губернскую канцелярию. Ибо шестого Вселенского собора в правиле 61 ясно истолковано: "о волсвех и обаяницех реша богоноснии отцы, паче же инех Златоустый глаголет, яко волшебствующие и обаяние творящие, аще и Святыя Троицы имя нарицают, аще и святыя призывают, аще и знамение Честнаго Креста Христова творят, бегати подобает от них и отвращатися". Того ради приказали: черкасскому, медведицкому и хоперскому духовным правлениям, каждому ведомства своего, всем священно– и церковнослужителям о вышеписанном объявить с подпискою, дабы они, как сами себя от таковых богопротивных и суеверных тетрадок берегли, так и приходских людей своих остерегали, а в бедствиях и напастях единого всесильного Бога на помощь призывали и на Его благость и всемогущество упование возлагали, и оных приходских своих людей тому же учили; ибо как без Божией воли и попущения ничего не бывает, так един Он и избавить может, когда воли Его святой угодно будет».