Размер шрифта
-
+

Святитель Тихон Задонский - стр. 12

Занять духовные должности лицами более достойными, дать им нужное образование и правильное понятие об обязанностях своего звания, одушевить их духом ревности о спасении вверенной их попечению паствы, по возможности улучшить их внешнее положение – вот что составило первоочередной предмет забот свт. Тихона.

Во все городовые духовные правления был послан указ, чтобы ставленники[15] имели от причта и прихожан одобрительные свидетельства. По этим свидетельствам духовные правления обязаны были навести справку о том, нет ли худого за священниками, знают ли они чтение, указанных ли лет, не положены ли в подушный оклад, и тогда уже представлять для посвящения.

Просвещение духовенства

Узнав, что некоторые священнослужители не умеют правильно совершать службу Божию, вследствие чего по праздникам и воскресным дням не бывает службы, Тихон предписал заказчикам поповским и десятоначальникам[16], каждому в своем ведомстве, освидетельствовать лично, правильно ли совершаются утреня, литургия и вечерня, и если окажутся незнающие, то присылать их при доношении к нему в дом.

Чтобы приучить духовенство к чтению книг и указать ему способ действовать на образование народа, резолюцией от 14 июля 1763 г. свт. Тихон предписал: «По заамвонной молитве на литургии каждый воскресный и праздничный день читать или Евангелие толковое, в тот день прилучившееся, или из какой книги, в святой церкви принятой, или хотя из Пролога выбрав полезное слово, а в некоторые воскресные дни прочитывать напечатанное в следованной Псалтири на листу 386 весьма душеполезное и поощрительное спящей и нерадеющей о своем спасении души слово святого Кирилла, архиепископа Александрийского, об исходе души и о втором пришествии (пока промыслятся на то книги), чего ради и принуждать священникам приходских людей, чтобы они приходили в те праздничные и воскресные дни необходно». В течение всего своего управления паствою святитель строго наблюдал за исполнением этого предписания, наказывая ослушников значительным денежным штрафом (со священника до 5 рублей – по тем временам большие деньги), и в случае вторичного ослушания даже лишением места и запрещением священнослужения. Но священник есть служитель Нового Завета, благовестник Евангелия Христова, а потому знание Нового Завета должно быть первым его знанием. Святитель, сам знавший наизусть почти весь Новый Завет, требовал, чтобы и все священнослужители постоянно читали и изучали его. «Являются ко мне, – пишет он, – многие священники и диаконы, которые крайне не знают Евангелия и Апостола чести. От сего видно, что они или не имеют Новых у себя Заветов, или имеют, да не читают, и тако как о своем, так и о порученных спасении нерадят (понеже в Новом Завете воля Отца Небесного возлюбленным Его Сыном Господом нашим Иисусом Христом открыта, итак не читаючи Нового Завета, не можно знать воли Отца Небесного, а не знаючи невозможно исполнять, а от неисполнения воли Его святой следует явная погибель, а потому нужно каждому Новый Завет иметь и с благоговением и прилежанием его читать). Того ради приказали всем обретающимся в епархии нашей монастырским властям и их братии, иеромонахам, иеродиаконам и рядовым, знающим чтение, монахам и духовным управителям и десятоначальникам и их ведомства священно– и церковнослужителям иметь каждому у себя Новые Заветы и читать их с благоговением и прилежанием, дабы и сами знали волю Божию и могли по возможности исполнять, и других научали, и в том неослабно смотрели, и понуждение чинить им монастырским властям и духовным управителям с подтверждением, что если кто (чего Бог Господь благодатию Своею да сохранит всех) о чтении сей богодухновенной книги нерадеть будет, и тако как о своем спасении, так и о порученных себе спасении пренебрегать будет, тот имеет воздать ответ за нерадение должности своей пред Страшным судом Божиим, и здесь наказан будет». 3 февраля 1764 г. разослано было составленное свт. Тихоном наставление священнослужителям, или, как в указе называется, «реэстр, что требуется от священника для благочиния церковного и для исполнения его обязанностей», и велено прибить его в алтаре на пристойном месте. Вместе с тем предписано священникам избрать себе духовников и в надлежащее время исповедоваться. Желая дать священникам руководство к достойному совершению Таинства Исповеди, Тихон составил особую книжку о Таине Покаяния в пяти пунктах, служившую дополнением к книге о должности священника, и велел, списав ее, разослать ко всем священникам.

Страница 12