Святитель Тихон Задонский - стр. 10
В конце апреля 1763 г. святитель Тихон отправился в Москву, а 14 мая прибыл в свою новую епархию и остановился в загородном Воронежском Троицком архиерейском доме. В совершенно расстроенном здоровье прибыл он в Воронеж.
Звон, которым был встречен архипастырь при входе в Благовещенский соборный храм и который всегда так много прибавляет к церковному торжеству, состоял почти только из малых колоколов, потому что большие колокола были разбиты. Наружность и внутренность храма показывали крайнюю ветхость. Позолота на его главах пропала и главы почернели. Внутри – многоярусный, старинный иконостас обветшал, позолота и серебро на его столбах и резьбе полиняли. Иконы, как в нижних, так и в других ярусах, от ветхости значительно повредились, краска на святых ликах облупилась, оклады местами отстали от досок, алебастровая работа по стенам отвалилась, а соборная ризница крайне нуждалась в новых одеждах. Подобная запущенность была и вокруг храма, и вокруг архиерейского дома. Каменная ограда местами не окончена, местами не выведена выше фундамента, а местами, где стены были уже выведены, покачнулась и повалилась. Семинарское строение стояло непокрытым, без окон и дверей. Судейская камера при консистории не отделана, а службы в архиерейском доме (например, пекарня) запущены и требовали поправки. Все требовало починки, поправки и больших издержек!
При дальнейшем знакомстве нового Воронежского архипастыря со своей епархией и в других отношениях она для него представляла мало утешительного. По своей обширности, по разнородности состава, по малообразованности духовенства и народа, по отсутствию хороших духовных училищ, по скудости средств архиерейского дома эта епархия была одной из труднейших в то время для церковного управления. В ней насчитывалось до 800 церквей, до 15 тысяч духовенства обоего пола и до 800 тысяч всего православного населения. Ее народонаселение образовалось из случайных поселений и большей частью из бродяг и раскольников, в поселениях же Войска Донского – из казаков. Духовенство состояло большей частью из людей малообразованных или вовсе необразованных, а народ, хотя и отличался простотой веры и жизни, но был груб и мало сведущ в познании веры.
Несмотря на многолюдство епархии, она была едва ли не одной из беднейших. Правда, у нее состояло в подушном окладе до 1370 человек крестьян, но с них не было никаких денежных сборов. Таким образом, с самого своего вступления на Воронежскую кафедру свт. Тихон видел впереди одни многообразные нужды, заботы и труды.
Чувствуя, однако, свое здоровье крайне расстроенным, свт. Тихон в то же лето, в августе, решился просить Святейший Синод об увольнении его, по болезни, от епархиального управления. В первых же своих донесениях Синоду епископ указывал на затруднительность своего положения. К этому прибавлялось и тяжелое состояние его здоровья. Церемония лишения духовного сана епископа Арсения произвела на свт. Тихона гнетущее впечатление; он испытал даже нервное потрясение: у него были головокружения, тряслись руки, и временами он терял сознание. Сильные головные боли продолжались в дороге из Москвы. Даже спустя несколько месяцев здоровье его не восстановилось. «Как из Москвы выехал я болен, – писал он в прошении (от 7 августа 1763 г.), – так и ныне нахожусь в той же болезни, еще и паче, – которую, как внутри себя, так и в голове, чувствую, почему (сегодня) и литургии служить и прочих дел по должности отправлять не в состоянии, – ибо часто, как кроме служения, так и в служении, обморок находит, о чем как служащие со мной, так и прочие засвидетельствовать могут. Того ради Вашему Святейшеству о сем донеся, всепокорнейше прошу, дабы соблаговолено было меня от епархии уволить, дабы мне в неотправлении должности своей, как пред Богом, так и пред Вашим Святейшеством, ответу не дать, – а определить в келью, по близости, в Троицкую Сергиеву Лавру, на какой Ваше Святейшество порции соблаговолите». В ответ на эту просьбу Святейший Синод посоветовал святителю Тихону только обратиться к помощи врачей, в надежде, что его молодые годы помогут ему освободиться от болезни. Таким образом, несмотря на свои недуги, свт. Тихон должен был продолжать свое служение, как того требовало глубокое сознание им своих архипастырских обязанностей и как позволяли его силы, которых, впрочем, он не жалел.