Свидетельница Воскресения. Тайны и разгадки Туринской Плащаницы - стр. 4
Конец XIX – начало XX века было временем рождения массовой католической и протестантской прессы, временем возникновения католических и протестантских общественных организаций (профсоюзных, просветительских, благотворительных), временем возникновения первых христианских политических партий.
Переживает период подъема миссионерское движение. Сотни католиков и протестантов отправляются проповедовать Христа народам Азии и Африки. Бурно растет число паломников по святым местам. Обсуждение духовных проблем, вопросов религии и истории Церкви становится нормой интеллектуальной жизни и темами в СМИ.
И одновременно с этим религиозным подъемом в конце XIX – начале XX века в Европе формируется сциентизм – враждебная религии идейная ориентация, рассматривающая естественные науки в качестве единственного возможного знания.
Перемены в духовной атмосфере Европы не могли не сказаться и на отношении к Плащанице.
С 25 мая по 11 июня 1898 года в Турине проходила выставка сакрального искусства. В то же самое время открылась Генеральная выставка по случаю 50-летия подписания королем Италии Карлом Альбертом Савойским (1798–1849) конституции Сардинского королевства. В связи с этими событиями была впервые за 30 лет выставлена Плащаница.
Среди организаторов выставки сакрального искусства оказался известный своими фотографиями итальянских памятников древности туринский адвокат Секондо Пиа[8]. Он сумел убедить председателя организационного комитета барона Антонио Манно в технической возможности и необходимости сделать фотографию великой святыни. В свою очередь барону удалось уговорить короля Умберто I (1844–1900), и тот поручил С. Пиа провести столь необычный эксперимент.
Выполнить задуманное оказалось не так-то просто. Профессиональная художественная фотография только зарождалась. При громоздкой и несовершенной аппаратуре фотографирование требовало большого мастерства и напряжения. К тому же днем реликвия была выставлена на всеобщее поклонение, фотографировать можно было только ночью. Особую проблему для фотографа представляло само расположение Плащаницы – она висела над алтарем. Возникла необходимость построить на соответствующей высоте специальный помост для фотоаппарата.
Не меньшую проблему представляло освещение. Две большие электрические лампы, расположенные напротив алтаря, освещали полотно неравномерно. Для равномерного распределения света во время съемки на лампы пытались наложить специальные заслоны из матового стекла, но они лопались от высокой температуры. Так что первая попытка сфотографировать Плащаницу 25 мая 1898 года закончилась неудачей. Но Пиа не сдавался.