Свидетельница Воскресения. Тайны и разгадки Туринской Плащаницы
1
Wilson I. The Shroud of Turin. London, 1978.
2
Спас Нерукотворный – особый тип (Αχειροποίητος – не-руками-сделанный) изображения Христа. По преданию, изображение появилось, когда Спаситель умылся и вытер лицо полотном, на котором отобразился Его лик, – затем через это полотно исцелился от проказы царь Авгарь, правивший в I веке в Эдессе. По мнению ученых, история Спаса Нерукотворного из Эдессы (как составная часть «Деяний апостола Фаддея») была создана во второй половине VI века.
3
Коллегиата или коллегиальная церковь у католиков – церковная община с советом (капитулой) светских каноников (не священников).
4
Кодекс Прайя (Hungarian Pray Manuscript) – старинный рукописный богослужебный текст, созданный в период с 1192 по 1195 год. Был назван по имени открывшего его в XVIII веке иезуита Дьерджи Прайя. Это самый ранний известный текст на латинском и на одном из древних финно-угорских племенных языков венгерского региона. Одна из пяти миниатюр Кодекса изображает погребение Иисуса Христа. Хранится в Национальной библиотеке имени Сеченьи в Будапеште.
5
Синдонология – от греческого «синдон», то есть «плащаница».
6
Baima Bollone P. Il lino nella sua bellezza senza tempo // Avvenire, 19 kwietnia 1998.
7
В 2010 году более чем 1 700 000 паломников забронировали посещение Плащаницы в Туринском соборе.
8
Фотография была его страстью. В архиве С. Пиа сохранилось свыше 4000 фотографических клише.
9
Клише – стеклянная пластинка с нанесенным на нее светочувствительным слоем.
10
Pia S. La prima fotografia della Santa Sindone // Sindon. Turin, 1961. № 5.
11
«Можно сказать, что образ на Плащанице возник тем же самым способом, каким создается каждая традиционная фотография. Сам термин „фотография“ возник из сочетания двух греческих слов: „свет“ (phos) и „написание“ (grapho) и переводится как „написание светом“, что прекрасно определяет физическую причину возникновения любой фотографии. В случае с Плащаницей мы имеем дело с образом, написанным светом, или образом, созданным не-человеческой рукой» (Treppa Z. Całun Turyński. Fotografia Niewidzialnego? Warszawa, 2004).
12
Антиклерикально настроенные ученые отказывались помещать в своих журналах доклады, если их авторы утверждали подлинность изображения Туринской Плащаницы.
13
В стране шла борьба республиканских правительств с Католической Церковью, борьба, которая завершилась принятием закона об отделении Церкви от государства (1905).
14
Исследования фотографии Плащаницы превратили убежденного атеиста Барбе в искренне верующего.
15
См.: Пикнетт Л., Принс К. Туринская плащаница. М., 2006.
16
Сарма А. Туринская плащаница // Природа. 2002. № 11.
17
Papież Benedykt XVI przed Całunem. https://www. newsweek.pl/swiat/papiez-benedykt-xvi-przed-calunem-turynskim/c3h34hm
18
Papież: Bóg zawsze nas wysłuchuje. https://papiez. wiara.pl/doc/6254045.Papiez-Bog-zawsze-nas-wysluchuje
19
Митрополит Волоколамский Иларион: «Главным является то паломничество, которое происходит в сердце» // Фома. 2010. № 7 (87).
20
В 2009 году право собственности Ватикана на Плащаницу было оспорено. Согласно конституции 1948 года собственность короля Умберто II национализировалась, и Плащаница стала собственностью Итальянского государства. Ни король, ни его наследники не имели права завещать или дарить Плащаницу Иоанну Павлу II. По этому поводу в парламенте Италии был сделан запрос. Вопрос до сих пор остается нерешенным. См.: Atto di sindacato ispettivo. 09 giugno 2009, n. 4-01563. Senato della Repubblica Italiana.
21
Кардинал не выдвинул ни одного возражения, сказав, что Церковь почитает Плащаницу как икону.
22
Для написания этой главы использовались работы В. Лупана и А. Ноэля, Иосифа Флавия, А.Б. Ковельмана, В.Л. Вихневича.
23
Эпиграф к книге Szczepański Władysław, ks. Jeruzalem i Jerycho w świetle dziejów i wykopalisk. Kraków, 1917.
24
Вихнович В.Л. Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного. СПб., 2010.
25
Ковельман А.Б. Рим и Иерусалим // Человек и общество в древнем мире глазами современников и историков: учебное пособие. М.; Берлин, 2019.
26
Он был идумеянином, то есть представителем враждебного евреям народа.
27
Другой вариант: они появились во II веке до н. э. и группировались вокруг священников Иерусалимского Храма. Свое название вели от Садока, первосвященника Храма, назначенного Соломоном.
28
Иосиф Флавий (Йосеф, сын Маттитьяху). Иудейская война / Пер. с древнегреч. М.; Иерусалим, 1992.
29
Иудейское восстание (166–160 годы до н. э.) против захвативших Иудею сирийских царей и насильственной эллинизации евреев.
30
Если имя императора Августа верующие вспоминают только на Рождество, то имя Понтия Пилата шепчут миллионы губ каждый день, когда произносят Символ веры.
31
Его имя (когномен) Пилат (от pila, копье) и номен Понтий.
32
Помимо Нового Завета (см. Мф. 27: 1–2; 27: 11–26; Мк. 15: 1–15; Лк. 13: 1; 23: 1–25; Ин. 18: 29–38; 19: 1–22, 38; Деян. 3: 13–14; 4: 27–28; 13: 26–28; 1 Тим. 6: 13) Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, в обращении Филона Александрийского к императору Калигуле и в сочинениях у Тацита (в § 44 книги XV «Анналов»).
33
Loupan V., Noël A. Enquête sur la mort de Jésus. Paris, 2005.
34
Ковельман А.Б. Накануне христианства // Человек и общество в древнем мире глазами современников и историков. М.; Берлин, 2019.
35
Термин «первосвященник» употребляется как синоним религиозной власти в Иудее.