Свидетельница Воскресения. Тайны и разгадки Туринской Плащаницы - стр. 15
Империя охватывала весь Средиземноморский бассейн от Гибралтара до Ближнего Востока. В отношении своих провинций римляне заботились в первую очередь о том, чтобы там царил порядок и платились налоги. Рим старался не провоцировать местное население ненужным вмешательством в его жизнь, понимая, что для поддержания контроля над таким обширным государством необходимо прежде всего спокойствие.
В поддержании общественного порядка Пилат и иерусалимские власти сотрудничали, что ярко проявилось во время процесса над Иисусом. Только поддерживать в Иудее порядок становилось все труднее и труднее. Процесс интеграции в эллинистическую культуру разрушал систему национальных ценностей Израиля и создавал в обществе атмосферу всеобщего беспокойства и неопределенности.
Кризис в еврейском обществе
Древний Израиль имел Закон и Святыню (Храм). Второй особенностью жизни Древней Иудеи был необычайный для Древнего мира интерес населения к религии. «Этот интерес, – пишет Ковельман, – вызвал к жизни синагогу. Это греческое слово означает „собрание“. Синагога – антипод Храма. <…> Синагога, как впоследствии церковь – место, где собираются люди. Поэтому она должна быть вместительна. Люди сходятся петь псалмы, слушать главы из Священного Писания и внимать проповеди, разъясняющей смысл этих глав. <…>
Центральная фигура в Храме – жрец, получающий свое достоинство по наследству. Его основная функция – принесение жертвы. Центральная фигура в синагоге – учитель, рабби. Он читает проповедь, он же преподает в высшей школе. Достоинство рабби – в его учености, знании письменного и устного Закона. Этот устный Закон рабби постепенно записывали и кодифицировали. И в синагоге (каждую субботу), и в школе, и у себя дома (при чтении молитв и благословений) еврей непрерывно находился в процессе обучения и воспитания, осмысления и постижения Библии».
Следует добавить, что синагога воспитывала людей ищущих, не довольствующихся догматизированными истинами, вырабатывала вкус к дискуссиям и спорам на религиозные темы. А дискутировать было о чем, учитывая, что, по мнению современных исследователей Библии, религия евреев тогда еще не приобрела четкие формы и существовала в виде развивающихся противоречивых течений, отличающихся друг от друга различным толкованием Священного Писания.
По мнению профессора Католического института в Париже Шарля Перро, которого цитируют Лупан и Но-эль, «иудаизм в I веке н. э. в Древнем Израиле и диаспоре имел различные, контрастирующие друг с другом формы до такой степени, что некоторые исследователи предпочитают говорить о иудаизме во множественном числе». Одно из этих течений станет христианством.