Размер шрифта
-
+

Свидетельница Воскресения. Тайны и разгадки Туринской Плащаницы - стр. 1

© ООО ТД «Никея», 2021

© Филиппов Б.А., 2021

От автора

Эта книга посвящена истории Туринской Плащаницы. Поскольку автор – историк, то в первой ее части рассказывается в основном об историческом пути Плащаницы и связанных с ней исторических тайнах, разгадать которые уже сумели историки или о которых они только строят предположения.

В то же время Плащаница никогда не будет считаться подлинной, если у нее не будет полной и достоверной биографии. Вариант такой биографии представил почитателям Плащаницы в 1978 году английский историк и журналист Ян Вильсон[1]. Но она сразу же вошла в противоречие с признанной церковным сообществом историей Нерукотворного Спаса из Эдессы[2], которого Вильсон отождествил с Плащаницей. В то же время версия Вильсона о тождественности двух реликвий подверглась серьезной критике со стороны академического сообщества. И тем не менее именно книга Вильсона является сегодня отправной точкой для всех, кто исследует историю Туринской Плащаницы или предлагает свою версию этой истории.

Представленные в нашей книге гипотезы современных исследователей пока еще не сложились в ясную картину. Ученым не удалось объяснить феномен происхождения Изображения на Плащанице. После выяснения, что Плащаница не могла попасть в Эдессу ранее VI века, встал вопрос о месте ее 500-летнего нахождения. Опровергнув тезис о тождественности Плащаницы Нерукотворному Образу из Эдессы, ученые тем самым обратили внимание на одновременное нахождение в Эдессе обеих реликвий. Если в Константинополь в 944 году была привезена Плащаница, то когда там оказался Спас Нерукотворный? Наличие в столице империи этих двух реликвий документально подтверждено. Последний раз Плащаницу видели в Константинополе в 1204 году и, возможно, в Афинах в 1206-м, после чего она исчезла и вновь появилась около 1349 года. Мы знаем, что именно в это время Жоффруа де Шарни и его жена Жанна де Вержи впервые обратились к папе Клименту VI за разрешением на организацию коллегиаты[3] в строящемся храме в Лире, где будет совершаться поклонение «изображению Плащаницы Господа Нашего Иисуса Христа». До сих пор идут споры об источнике, из которого первый документально доказанный владелец Плащаницы в Западной Европе Жоффруа де Шарни получил величайшую реликвию христианства.

Столетние исследования не приблизили нас к разгадке тайн Плащаницы, но породили новые. Из апокрифов мы знаем об обретении Плащаницы апостолами после Воскресения Христова (апрель 33 года) и получении ее де Шарни (в середине XIV века). Пространство между этими датами заполнено открытиями и гипотезами историков.

О них рассказывается в первой части нашей книги.

Вторая часть – «Свидетельство Плащаницы» – посвящена открытиям и дискуссиям современных ученых, прежде всего естествоиспытателей. В изучении таинственного полотна приняли участие более 200 ведущих специалистов со всего мира, от судебно-медицинских экспертов до сотрудников NASA.

Часть I

Восстанавливая таинственные маршруты

Если… это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его.

Деян. 5: 38–39

Глава 1

Загадка древнего полотна

Плащаница! Какое красноречивое послание страдания и любви, смерти и вечной жизни! …берущая за душу икона Страстей Христовых.

Иоанн Павел II

Как выглядит Туринская Плащаница

Погребальная Плащаница с 1578 года хранится в столице герцогства Савойского Турине – сначала в часовне Сан-Лоренцо, а затем, с 1694 года, – в специально построенной по проекту Гварино Гварини часовне (Cappella della Sacra Sindone – часовня Святой Плащаницы). Часовня соединяет кафедральный собор во имя Иоанна Крестителя с королевским дворцом.

Плащаница представляет собой белое, оттенка слоновой кости льняное полотно относительно большого размера: 437 см в длину и 111–113 см в ширину. С расстояния от 2 до 9 м на полотне можно увидеть две фигуры, обращенные друг к другу головами. Обе фигуры изображают одного и того же обнаженного бородатого человека, видимого спереди и сзади. Его длинные волосы на концах связаны. Тело носит явные следы бичевания и распятия. Карминового цвета пятна – следы крови.

Страница 1