Размер шрифта
-
+

Свет - стр. 14

2.13 Цвета предметов

Любая поверхность поглощает часть падающего на неё света, а часть отражает. Именно поэтому мы можем видеть различные предметы, которые нас окружают. А поскольку поверхности ведут себя по отношению к световым лучам различным образом, мы воспринимаем их цветными.

Каждый материал поглощает, отражает и пропускает излучения волн определённой длины в некоторой пропорции. Именно это и определяет его цвет.

Если мы посмотрим на мир через очки с жёлтыми стёклами, то увидим его в жёлтом свете. Объясняется это тем, что жёлтое стекло поглощает все излучения, кроме жёлтых. Точно так же лимон поглощает весь падающий на него свет, исключая его жёлтую часть. Жёлтые лучи отражаются от его корки и, попадая в наш глаз, сообщают нам о его цвете.

Если следовать той же логике – от огурца отражается зелёная часть спектра, а от помидора – красная. То есть из всего потока света, падающего на поверхность предмета, вычищаются все цвета, кроме того, который мы видим.

2.14 В красном свете

Когда лимон, огурец и помидор освещает поток белого света, они имеют привычный для нас цвет. Но предположим, что плоды освещены красной лампой. В белом свете были излучения всех длин волн, а в красном у них только одна длина волны.

При таком освещении огурец станет чёрным. Его поверхность обладает свойством поглощать красные лучи и отражать зелёные. Но зелёных лучей в красном свете нет. И от нашего овоща никакого света не отразится, что и создаст ощущение чёрного.

Помидор, освещённый подобной лампой, останется таким же красным, а вот лимон будет похожим на апельсин.

Таким образом, цвет объекта в цветном свете в некоторых случаях остаётся таким же, как и в белом, в других он меняется, а иногда полностью теряет цвет.

2.15 Цветовой круг

Как же определить цвет предмета в цветном свете? Для этого нужно знать, какие лучи отражает, а какие поглощает его поверхность, то есть располагать спектром отражения и спектром поглощения для данной поверхности.

Данным вопросом занимаются учёные, однако художникам, фотографам и декораторам в своей работе приходится сталкиваться с необходимостью решить эту проблему на практике. Им важно понимать, как изменится цвет поверхности, если осветить её тем или иным светом. Для этого необходим цветовой круг.

Мы получим цветовой круг, если соединим концы спектра белого света. Этот инструмент хорошо знаком каждому художнику, фотографу и вообще любому специалисту, который работает с цветом. С его помощью можно решить многие задачи и сделать наглядными закономерности восприятия цвета.

Страница 14