Свет - стр. 15
В цветовом круге группа красных цветов находится напротив зелёных, а группа синих – напротив жёлтых.
Помните, огурец стал чёрным, когда был освещён красным светом? Делаем вывод, что цвет исчезает, когда цвета объекта и света находятся в круге напротив друг друга. При этом чем ближе цвет света к цвету поверхности, тем менее выражены изменения.
Мы получим цветовой круг, если соединим концы спектра белого света. Этот инструмент хорошо знаком каждому художнику, фотографу и вообще любому специалисту, который работает с цветом. С его помощью можно решить многие задачи и сделать наглядными закономерности восприятия цвета.
2.16 Как это работает
Цветной свет может использоваться в реальной практике, например, в театре или цирке. Встречается он и в интерьере. И всё-таки основную часть времени мы видим окружающий мир в белом свете. Белым является и свет Солнца, и свет большинства электрических ламп.
Однако белый всё же имеет свои оттенки. Например, свет свечи и лампы накаливания – желтоватый. Взглянув на цветовой круг, нам будет нетрудно предсказать, что произойдёт с синими поверхностями при таком освещении. Они станут немного более приглушёнными, серыми по сравнению с жёлтыми, бежевыми, оранжевыми и красными.
Таким образом, цвет предмета определяется как свойствами поверхности, так и оттенком освещения.
Практика декоратора
Метамерия и лампы
Архитекторы, дизайнеры интерьера и декораторы постоянно работают с цветом и светом, а потому часто сталкиваются с явлениями, описанными в этой главе. Это касается и метамерии.
Мы можем видеть метамерию тогда, когда используем в интерьере разные лампы, дающие свет одинакового цвета. Парадоксально, но в свете этих ламп одни и те же предметы немного меняют свой цвет. Это происходит из-за того, что цвета излучений данных ламп метамерны. Их свет кажется одинаковым, но на самом деле он очень отличается по спектральному составу, что обнаруживается при взаимодействии с поверхностями предметов. Особенно сильно эта разница видна в случае со сложными оттенками, например, серыми или коричневыми.
Такое различие существует между люминесцентными лампами и лампами накаливания. В свете люминесцентной лампы люди нередко ощущают себя неуютно, восприятие цвета искажается. Если декоратор знает физику, ему легко понять, почему это происходит. Дело в том, что в спектре излучения люминесцентной лампы вообще отсутствуют некоторые длины волн, поэтому их свет просто не может быть одинаковым.
Декоратор и цвет
Открывая для себя законы физики, мы понимаем, как велика роль света в нашей жизни. Именно благодаря ему всё что нас окружает, приобретает свой цвет.