Свет - стр. 13
2.9 Спектр реального цветного света
Для получения идеального монохроматического излучения, в котором будут волны только одной длины, нужно создать специальные лабораторные условия. В реальной жизни свет, излучаемый Солнцем и лампами или отражённый от различных предметов, всегда имеет сложный спектральный состав. То есть он состоит из суммы монохроматических излучений. В их спектрах содержится множество волн разной длины, и они все там присутствуют в разном количестве.
2.10 Спектры разные, цвет один
Казалось бы, здесь нужно сказать, что каждому спектру соответствует свой цвет. Но мы не можем этого утверждать.
Один и тот же цвет иногда даёт свет различного спектрального состава. Наш глаз и мозг могут так реагировать на излучение, ведь цвет – это всё-таки субъективная, а не объективная характеристика предметов, которые нас окружают.
Цвета излучений, которые имеют разный состав, но при этом визуально воспринимаются одинаково, называются метамерными.
Трёхгранная призма обладает свойством отклонять лучи с различной длиной волны на разный угол. Излучение одной длины волны проходит через неё по собственному маршруту. В результате смешанный свет делится на составляющие. Поток света несёт в себе информацию о цвете. Излучение с длиной волны 700 нм даёт нам ощущение красного цвета, а с длиной волны 550 нм – зелёного. Таким образом, именно длина волны определяет цвет.
2.11 Метамерия
Мы часто встречаемся с метамерными цветами в обычной жизни. Например, цвета на картине, написанной маслом, и на её хорошей репродукции похожи, хотя они получены разными способами. Когда художник писал картину, он использовал смешанные краски, а репродукция была напечатана с помощью всего четырёх цветов, которые применяются в полиграфии.
Правда, стоит уточнить, что метамерные цвета кажутся одинаковыми только при определённом освещении. Бывает, в магазине мы видим две ткани одного цвета, но на улице разница между ними сразу станет заметной.
Наибольшее количество метамеров у сложных малонасыщенных цветов, особенно у коричневых, чёрных, зелёных и красных.
А вот спектральные цвета не имеют метамеров, каждый из них создаётся одним единственным монохроматическим излучением.
2.12 Применение метамерии
Явление метамерии лежит в основе воспроизведения цвета в полиграфии, фотографии и кинематографе. Благодаря ему мы воспринимаем картинку на экране монитора и печатное изображение. В первом случае даже самые сложные цвета воспроизводятся путём смешения всего трёх цветных лучей, а во втором – комбинацией четырёх печатных красок. И наш глаз считает такой способ представления цвета вполне убедительным.