Суздаль. История. Легенды. Предания - стр. 14
Сохранилось «Поучение и наказание епископа ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дети своя духовные учити и опитимья им давати по заповедем и по правилам св. отец». В нем говорится о важности священства, о покаянии, об епитимье, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии.
Преемником святителя Леонтия был святой епископ Исаия – уроженец Киевской области. Прибыл он в Ростово-Суздальскую землю в самый разгар возмущения волхвов и, увидев «свирепеющие свои овцы», в первый момент «содрогащеся сердцем». Но нашел он в этих краях и людей «новокрещеных» и с усердием принялся за свое пастырское служение, «напоя нетвердых в вере как новонасажденный виноград своим учением». «Ревностию по благочестии распаляем», епископ Исаия обошел «все грады и веси во области Ростовской и Суздальской и, еще где обретоша идолы и капища, разоряше их и огню предаваше». На их месте он строил христианские храмы, обращая язычников в веру Христову.
Следует отметить, что тогдашние христиане, крестившиеся большей частью по примеру князя и дружины (а иногда и просто по приказу), в душе еще долго оставались язычниками. Наравне с христианскими они исполняли и языческие обряды, в своих нуждах по-прежнему охотно обращались к волхвам и ворожеям.
Большую поддержку в деле распространения христианства епископу Исаии оказывал благочестивый князь Владимир Мономах, когда бывал в Ростово-Суздальской земле. Так, он построил здесь церковь и прислал для нее одну из лучших по тому времени икон, написанную иконописцем Киево-Печерского монастыря Алипием.
Скончался епископ Исаия в 1090 году, и с эпохи его святительства можно считать христианство утвердившимся в Ростово-Суздальской земле. Однако и язычество окончательно еще не было искоренено. В 1091 году вновь появился в этих краях волхв, но на этот раз он «погибе вскоре», так что народ ему не довелось возмутить, но языческие капища сохранялись в Суздальской земле почти до начала XII века.
Следы древней языческой обрядности можно обнаружить и в топографии современного Суздаля. «Так, напротив северо-западной части кремля, – пишет в своих исследованиях М.В. Седова, – на холме правого берега Каменки, высится церковь Илии Пророка, которую перенесли сюда в XVIII веке с торга, располагавшегося за восточным валом кремля. Построили ее, вероятно, на древнем капище Перуна, а сам холм, на котором она ныне расположена, привлекал множество народа, молодежь устраивала здесь весенние игры. Холм этот издавна носил название Ивановой горы. И, возможно, название это связано с культом Ивана Купалы. К церкви пророка Илии примыкала теплая церковь во имя Иоанна Богослова (не сохранившаяся)».