Суздаль. История. Легенды. Предания - стр. 13
Естественно, что при церковном безначалии в Суздальской земле усиливались древнейшие языческие суеверия, и волхвы, пользуясь этим, часто возмущали народ. Они даже вступили в борьбу с княжеским наместником Яном Вышатичем, и только решительные действия последнего прекратили мятеж, который мог бы охватить всю Ростово-Суздальскую землю.
Согласно позднейшему преданию, ростовский князь Борис Владимирович, «благочестно властвуя, обращал неверных к святой вере». С молодых лет он был склонен к уединению, аскетизму и книжности; по словам «Жития», отличался истинно христианской добротой и человеколюбием и «много показа милосердия в области своей не точию же к убогим, но и всем людям».
Решительный перевес христианство взяло лишь после двухвековой борьбы, когда Суздаль сделался уделом великого князя Юрия Долгорукого, а потом и его сына Андрея Боголюбского. Новгородский летописец свидетельствует, что Юрий Долгорукий окончательно уничтожил в Суздальской земле следы язычества, а сам город и окрестности его украсил храмами.
В 1070 году на епископскую кафедру в Ростове поступил святитель Леонтий. Прибыв в этот край, он застал в своей отдаленной епархии еще много упорных и диких язычников. А так как князя тогда здесь не было, святителю Леонтию приходилось бороться с язычеством одними только нравственными средствами и методами. Однако деятельность его не только не имела успеха, но вызвала недовольство язычников и привела к возмущению их. Они осыпали Леонтия Ростовского (Суздаль входил в его епархию) бранью, били его, а потом выгнали из города.
Но святой муж не унывал. Он поселился в небольшой келье у ручья, неподалеку от города, и со временем построил небольшую церковь. Видя упорство взрослых язычников, святитель Леонтий решил воздействовать на юное поколение. Он зазывал к себе детей, кормил их, и дети охотно ходили к нему в келью. Он учил их вере христианской, а потом крестил.
Сначала родители этих детей часто били святителя и даже угрожали ему смертью, но своей кротостью и терпением он достиг наконец того, что и взрослое население приняло его. По примеру чад своих некоторые из них стали принимать святое крещение, и когда преподобный Леонтий увидел, что вера христианская имеет уже некоторых сторонников, то посчитал возможным вернуться в Ростов и там начал христианскую проповедь против язычников. Но те снова возмутились и, вооружившись дубинами и кольями, направились к собору, построенному, по преданию, еще епископом Феодором.
Святитель Леонтий вышел к ним в полном облачении, и «увидев лице его подобное лицу ангела», язычники пали – одни полумертвыми, другие слепыми. Святой муж исцелил их молитвами, и они приняли крещение. Но христианство еще нескоро восторжествовало здесь над язычеством, да и сам святитель Леонтий скончался мученической смертью. Случилось это в 1073 году, когда волхвы вновь стали возмущать Ростово-Суздальскую землю.