Судьба кочевых обществ в индустриальном и постиндустриальном мире - стр. 28
Администрация пытается ограничить продажу спиртного – его продают в строго установленное время, но к сожалению повышенный спрос на зелье частично удовлетворяется нелегальной продажей, которую трудно выявить, так как жертвы неохотно выдают своих «благодетелей». Стоимость бутылки водки с рук в поселке может доходить до 1000 рублей, тогда как ее цена в магазине – всего 150–200. При этом есть опасность, что водка некачественная, «паленая». Кроме того, в употребление идет самодельная брага, которую производят с помощью дрожжей и сахара даже в тундре, в ярангах. Брагу могут как перегонять в самогон (в поселках), так и употреблять в чистом виде.
Ввиду уменьшения численности семей, постоянно проживающих в тундре, отпала необходимость в таком большом полноценном жилище как яранга. Это идеальный вариант для выживания в тундре большой патриархальной семьи, но сегодня бригада состоит из двух – трех малых семей. В этих условиях ставить, обслуживать и перевозить ярангу стало нецелесообразным – она слишком громоздка для семьи из 2–5 человек. Поэтому в летнее время оленеводы используют туристические палатки для смены, дежурящей у стада, и яранги с брезентовым покрытием на стойбище. Кроме того, получили распространение так называемые меховые палатки, используемые зимой. Их двускатная конструкция напоминает классическую геологическую палатку, а материал, используемый для их изготовления – оленьи шкуры. В такой палатке зимой тепло, как и в яранге, так как в ней ставится такой же меховой полог. Но вся конструкция меньше, компактнее, удобнее в установке и транспортировке. Одна мастерица изготавливает такую палатку вручную в течение недели, а устанавливается палатка за 20 минут.
Традиционная меховая одежда тоже используется оленеводами только в морозы. В другое время они ее берегут – просушивают и складывают на длительное хранение. В межсезонье и летом используется современная синтетическая одежда. Особенно подвержены износу торбаза с подошвами из шкуры лахтака.
Для изготовления чаатов – арканов – сегодня используются не только ремни лахтака, но и синтетичские веревки, обладающие похожими свойствами.
Ножи предпочитают самодельные, изготовленные из высокоуглеродистой инструментальной стали (использованное полотно дисковой и ленточной пилы по металлу). В качестве рукоятки используется или рог оленя, или накладки из фанеры. По-прежнему также распространены женские ножи – пекули.
Береговые охотники регулярно приезжают к тундровикам на праздник оленя осенью. Во время этого мероприятия происходит духовное единение двух частичек одного народа. Тундровики вытаскивают запрятанные святыни – дощечки для добывания огня, выбивалки для шкур из рога оленя – все это имеет сакральное значение. В тундре проводится ритуал заклания оленя, дух которого задабривается – на тело оленя льется вода и рядом кладется пучок ивы – «чтоб ему было что есть и пить там». Сейчас чукчи более свободно, чем в советское время, делятся рассказами о своих древних верованиях. Это становится модным, хотя людей, хорошо знающих ритуалы, остается все меньше и меньше. По-прежнему возможны похороны в соответствии с древними традициями, когда тело не предается земле, а оставляется в тундре на съедение хищникам. При этом сухожилия покойника должны быть надрезаны, так же, как и вся его одежда. А предметы, сопровождающие его – испорчены, чтобы служить в загробном мире (где все наоборот – поломанное будет целым, целое поломанным). Нож должен быть сломан, котелок пробит, и т. д. Часто вместе с покойником кладут и его любимую собаку. Но иногда все эти предметы и собака заменяются изображением, вырезанным из кости или слепленным из глины или мякоти и сока ивы. Но подобные случаи все же редки и зависят от воли покойника. Чаще всего все-таки выбирается погребение.