Размер шрифта
-
+

Судьба кочевых обществ в индустриальном и постиндустриальном мире - стр. 27

Кстати, администрация района строго следит за наличием продуктов первой необходимости в поселковых магазинах. В магазине висит «Список социально значимых продуктов» с указанием фиксированных цен, выше которых магазин не имеет права продавать. Глава поселения еженедельно отчитывается в район о том, как соблюдается это правило. Если магазин не держит на складе необходимое количество товара, то его владелец штрафуется. Список состоит из основных товаров (куриные окорочка, сливочное масло, растительное масло, мука, рис, гречка, молоко, мороженная рыба, макароны и свежие овощи и фрукты – картофель, свекла, лук, капуста, морковь, яблоки) и товаров-заменителей (сушеные овощи – картофель, лук, морковь, свекла, молочный порошок, яичный порошок, сухофрукты, квашеная капуста).

Несмотря на то, что речь идет о бартере, в подготовке гостинцев важную роль играет не коммерческая сторона вопроса, а забота о братьях-соседях. Сборы сопровождаются комментариями: «Этого в тундре нет», «Это им понравится!», «Тундровики это любят». На вопрос, в каком соотношении происходит обмен, точного ответа тоже нет. Если и есть такса, то только касательно туши животных – один к одному – одного оленя на одну нерпу, например. И это не зависит от веса туши мяса. Все остальное идет как компенсация за гостеприимство тундровиков, особенно если в гости едут «чужие» – туристы, но об этом речь ниже.

В свою очередь, тундровики и сами могут озвучить те товары, нужду в которых они испытывают, так как снабжение бригад своими головными организациями оставляет желать лучшего. Не раз мне приходилось слышать, что пастухам необходимы палатки (на летний период), болотные сапоги, непромокаемые куртки, электрофонарики (особенно налобные), ножи, зажигалки, термосы.

Алкоголь в тундре

Возможность выбора у человека есть: кто не хочет оставаться в тундре, уезжают в поселки или в города. Там есть два пути – или успешная интеграция в современную жизнь и овладение новой полезной профессией, или люмпенизация и деградация, что тоже нередко происходит с людьми, оторвавшимися от своих корней. Особенно этому способствует алкоголизм, который до сих пор является серьезной проблемой на Севере. И обойти эту тему в нашей статье никак нельзя.

Алкоголь играет важную роль в традиционной культуре, являясь сакральным напитком, без которого не проходит ни одно ритуальное мероприятие – ни похороны, ни кормление духов. Вместе с тем, на протяжении всего опыта его употребления коренные народы Севера не могут не осознавать, какое зло он несет, ломая судьбы попавших к нему в зависимость. В советское время чрезмерное употребление алкоголя было распространено повсеместно, хотя государство и пыталось его ограничить разного рода мерами, иногда приносившими положительный результат, иногда нет. В наше время отрадно видеть, что многие индивидуумы и даже целые семьи находят в себе мудрость и силы совсем отказаться от употребления алкоголя – ведь без таких крайних мер и невозможно искоренить этот порок. Большинство охотников – или совсем непьющие, или «в завязке». Оленеводы тоже четко делятся на пьющие и не пьющие бригады. Люди знают это и ставят непьющих в пример. В некоторых поселках непьющие семьи задают тон, являясь референтными группами, как например, в поселке Ванкарем, где непьющей является семья главы администрации Лады Анатольевны Горячих. Однако по негласной традиции в тундру без бутылки приезжать неприлично. Такая существует моральная дилемма – и спаивать нельзя, и не поставить неудобно. Поэтому в данном случае обычно соблюдается строгая иерархия: местный проводник «ставит» бригадиру, а он уж потом решает, как использовать.

Страница 27