Размер шрифта
-
+

Судьба кочевых обществ в индустриальном и постиндустриальном мире - стр. 25

Сильные позиции береговых чукчей наверняка являются историческим следствием в том числе и «крепкого тыла» – родственников-оленеводов, которые играли важную роль в экономике народов Арктики и позволили им постепенно занять практически всю береговую линию, за исключением трех эскимосских поселков (Сиреники, Уэлькаль, Новое Чаплино). Конечно, здесь мы не забываем и о результатах государственной «политики укрупнения», в процессе которой коренные жители были согнаны со своих родовых мест. Это прежде всего ударило по береговым – чукчам и эскимосам, которые традиционно селились небольшими группами до 100 человек – именно такая группа жителей поселка наиболее приспособлена к выживанию за счет коллективной охоты на крупных млекопитающих.

Но вплоть до 30-х гг. XX-го века, до начала коллективизации, самой мощной экономической единицей Чукотки было крупное оленеводческое хозяйство со стадом в несколько тысяч голов. Самыми влиятельными людьми среди чукчей были владельцы крупных стад. Тундровики же, хранители древних традиций, всегда являлись и референтной группой, которая выступала арбитром в вопросах обычного права и духовных практик. До сих пор во всех вопросах, касающихся традиционной культуры, чукчи говорят: «Это нужно у тундровиков спросить. Они это лучше знают!»

Именно симбиоз оленеводов и морских охотников, на мой взгляд, и является основой культурной синергетики чукотского этноса. Ведь иначе этим узкоспециализированным способам хозяйства было бы гораздо труднее обеспечивать себя продуктами, необходимым для выживания в суровых условиях севера.

Симбиоз этот складывается из нескольких важных уровней: 1) обмен продуктами жизнеобеспечения – пищей и материалами для производства одежды и жилища, 2) заключение браков между береговыми и оленными, 3) проведение совместных мероприятий (ярмарок, свадеб, похорон, праздников). Раньше заключались также и военные союзы. Идея обмена, симбиоза, бартера, настолько укоренилась в сознании чукчей, что ей пропитан и фольклор этого народа (сказки), и повседневная жизнь. Поразителен факт, что до сих пор в тундре существует обычай обмениваться продуктами даже с животными. Женщины раскапывают нору евражки, забирают у этого зверька собранные им за лето съедобные корешки, взамен кладут ему другие лакомства – зерно, хлеб, печенье, и закапывают это.

Роль традиционного обмена товарами

Мы знаем, что вплоть до середины XX века, до тех пор, пока государство не стало играть ключевую роль в снабжении населения Чукотки, традиционные общины обменивались разнообразными товарами, многие из которых до сих пор используются в этом бартере.

Страница 25