Судьба кочевых обществ в индустриальном и постиндустриальном мире - стр. 24
Соотношение традиций и новаций, коренных и пришлых культур на Севере обычно рассматривается как конфликт ценностей и интересов. В действительности это взаимодействие насыщено встречными воздействиями и заимствованиями, своего рода стимулирующей конкуренцией. Многие технологические новшества, прежде всего транспортно-навигационные, не разрушают, а развивают кочевую культуру. Многие традиционные технологии жизни-в-движении представляют собой ресурс для обогащения современных стратегий освоения Арктики. Становление дискурса о понятиях движения и технологиях мобильности, от физических до виртуальных, имеет особое значение для Севера с его коренными кочевниками и подвижными мигрантами, в том числе вахтовиками и туристами. В «северном измерении» России уместно осмысление и применение стратегий арктического номадизма, в том числе полиритмичной мобильности, этики минимализма, принципа полифункциональности, энергоэкономии и других актуальных для современности традиций коренных северян. Северная мобильность, включая номадизм, исторически и по сей день является базовым принципом освоения Российской Арктики.
М. А. Резяпкин
Культурный симбиоз и традиционный товарообмен на Чукотке на рубеже XX–XXI вв. Традиции и новации
Судьбы народов, до сегодняшнего дня сохранивших кочевой образ жизни, привлекают внимание огромного количества исследователей по разным причинам. На одном полюсе мнений стоят ученые, идеализирующие традиционный образ жизни и восхваляющие приверженность скотоводов своему древнему образу жизни, их способность адаптироваться к новым условиям, на другом – сторонники точки зрения на кочевое хозяйство как на рудимент мировой экономики, каким-то чудом еще удивляющий современного человека. Между этими полюсами находится бескрайнее пространство степей, аридных зон, лесотундры и тундры, по которым скотоводы XXI-го века гонят свои стада. Все эти кочевые народы имеют много общего в социальной организации, традиционном хозяйстве, в духовной сфере и в материальной культуре, и об этом написаны сотни книг. В этой статье речь пойдет лишь об одном народе, часть которого ведет кочевой образ жизни, выпасая стада оленей – о чукчах.
Полевая работа проводилась в 1990-е годы в Иультинском и Провиденском районах Чукотского АО, а также в 2016 и 2017 гг. в Провиденском, Чукотском районах и на территории городского округа Эгвекинот, в бывшем Иультинском районе.
Уникальность культуры чукчей, кроме других факторов, обусловлена еще и тем, что этот народ по сути разделен на два принципиально различных хозяйственно-культурных типа – присваивающий тип морских зверобоев и производящий тип оленеводов арктической тундры. Уже несколько сотен лет эти два типа находятся в постоянном симбиозе, минимизируя риски друг друга. Во время падежа скота оленеводы ждут помощи у своих береговых братьев, в сезон неудачной охоты зверобои рассчитывают на спасение у тундровиков. Так было заведено издревле, с тех пор, как воинственные чукчи-оленеводы освоили Чукотку, последовательно вытеснив или ассимилировав практически все жившее там население, за исключением эскимосов, у которых и позаимствовали культуру морской охоты. И хотя военные стычки между народами – далеко в прошлом, до сегодняшнего дня чувствуется их соперничество, в котором эскимосы явно проигрывают, уступая в численности чукчам почти в 10 раз. К тому же, мерилом, эталоном успеха среди зверобоев является добытый кит, а лишь одно чукотское село Лорино добывает примерно половину (!) годовой квоты (56 голов в 2017 году из общей квоты 135). Другим селам остаются крохи по 2–5 голов в год.