Страшный суд: Православное учение - стр. 18
С самых первых дней существования христианства мысль о воскресении мертвых была камнем преткновения для многих мыслителей. Евреи верили в воскресение мертвых, и эта истина была неотделима от их истории. Иудеи во время пришествия Господа Иисуса Христа слишком грубо представляли себе загробную жизнь и вообще все духовное. На Мессию они смотрели как на великого политического царя-завоевателя, Который освободит их из-под ига римлян, даст им свободу, объединит еврейское царство, которому покорит всех их врагов и при Котором последует воскресение мертвых и Суд. Марфа, сестра Лазаря, говорила Спасителю: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день (Ин. 11, 24). Саддукеи не верили ни в Ангелов, ни в существование души и загробной жизни, не верили и в воскресение тел. Афинские философы, стоики и эпикурейцы учение о воскресении мертвых называли «безумием», однако, несмотря на это, в своем учении они высказывались о возможности воскресения мертвых тел.
У древних греков существовала философская школа стоицизма, отличавшаяся строгостью нравственности. Стоики считали, что главное в человеке – это непоколебимая твердость духа при всех искушениях, несчастьях и страданиях. Они учили, что вселенную составляют четыре стихии: огонь, вода, воздух и земля. За четыре века до Рождества Христова существовало еще одно философское течение, основанное Эпикуром. Его последователи назывались эпикурейцами, они видели смысл человеческой жизни в удовлетворении чувственных инстинктов. Эпикурейцы учили, что вселенная состоит из атомов и пустоты. Наконец последователи философского учения Платона считали, что вселенную составляют материя и Бог. В учении этих трех школ были общие положения, признаваемые ими. Они считали, что сущее не может ни произойти из ничего, ни разрушиться в ничто и исчезнуть. Есть неразрушимые стихии, из которых происходит всякая вещь.
Итак, по их убеждениям, есть возможность восстановления плоти. Из учения Платона, представляющего Бога вечным Творцом, созидающим из вечной материи разные предметы видимого мира, например, человеческое тело, заключаем, что эти предметы обращаются в ту же вечную материю, из которой, если только Бог захочет, может опять сотворить те же самые предметы и человеческие тела, совершенно подобные первым. К тому же выводу приводит нас и учение стоиков, у которых все, следовательно, и человеческое тело, состоит из известного сочетания четырех стихий: огня, воды, воздуха и земли. Поэтому, если Бог захочет, то разрушившееся и обратившееся в свои элементы человеческое тело Он может произвести опять. По учению Эпикура, из атомов состоит все, а следовательно, и тело человека. Когда же оно разрушится и обратится в атомы, то те же атомы в известном сочетании могут опять стать телом, подобным первому, образовавшемуся при том же смешении этих атомов. Так умозаключали языческие философы о воскресении мертвых тел.