Страшный суд: Православное учение - стр. 20
Вера во Второе Пришествие на землю Господа Иисуса Христа – это догмат Православия, он записан в седьмом члене «Символа веры». Там же изложен и догмат будущего Страшного Суда Божьего над человечеством. Вот свидетельство Самого Господа Иисуса Христа об окончательном Суде, свидетельства апостолов, святых отцов и учителей Церкви. Иисус Христос учит: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну… дал Ему власть производить и суд (Ин. 5: 22, 27); приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф. 16, 27). И апостолы проповедовали о Суде: Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых (Деян. 17, 31); идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники (Иуд. 14, 15). Апостол Павел многократно свидетельствует о всеобщем окончательном Суде, об этом же пишет святой Иоанн Богослов: увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими (Откр. 20, 12).
Святая Церковь всегда исповедовала этот догмат Всеобщего Суда. В «Афанасиевом символе» написано: «Придет (Христос) судить живых и мертвых, его Пришествием все человеки воскреснут с телами своими и воздадут о делах своих ответ». Этот догмат подтверждается всеми святыми отцами и учителями Церкви в их писаниях.
Вот потрясающая душу картина окончательного Суда над человечеством, картина, которую представляет нам Слово Божие: когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую (Мф. 25, 31–33). На первом месте картины Страшного Суда, по свидетельству Самого Иисуса Христа, предстанет Сын Божий, как Бог Царь и Судья, сидящий на Престоле Своей славы, окруженный всеми святыми Ангелами и святыми апостолами.
Далее показаны исполнители воли Божией, или как бы соучастники в Суде, – Ангелы и апостолы: и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф. 24, 31), и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие