Становление этнопедагогики России - стр. 38
1.3. Этнологические предпосылки зарождения этнопедагогической мысли
Этнологические предпосылки способствовали изменению содержания воспитания. Этому способствовал этногенез[42].
В результате этнотрансформационных процессов произошло разделение человеческих объединений на этнические общности: племена, народности, народы. Первой этнической общностью были племена и племенные объединения. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства.
На этом этапе, а также в результате дальнейшего совершенствования психофизических качеств человека его сознание достигло такого уровня, когда он уже осознавал свою принадлежность к определенной этнической общности и мог выделить признаки, отличающие его от представителей других племен. В зависимости от территории проживания, ведущей хозяйственной деятельности по жизнеобеспечению, культуры, исторического развития и исторического предка, различий в одежде, пище, религии, языковых особенностей, способов разрешения конфликтов представители этнической общности могли выделить себя «мы» – свои из других «они» – чужие.
Это явилось началом зарождения элементов примитивного этнического самосознания и, естественно, повлекло за собой изменение воспитания. В нем, уже целенаправленно, выделяются специфические формы, методы и средства, способствующие формированию у подрастающих поколений чувства принадлежности своему племени. По мере накопления родоплеменными общностями опыта воспитания формировалась народная педагогика.
Процессы этногенеза, приведшего к формированию всего современного этнического разнообразия человечества, происходили параллельно с процессами культурогенеза – формирования культурного разнообразия в человеческой цивилизации. Одновременно в культуре и социальной практике различных этнических общностей развивались разнообразные системы народного воспитания. Можно сказать, что с появлением первой этнической общности – племени, педагогическое знание разделилось на два компонента: инвариантный – общие закономерности обучения и воспитания, формы, методы и средства обучения и воспитания, присущие всем этническим педагогическим системам, и вариативный – специфическое содержание воспитания, т. е. этническое воспитание, формирующие в представителе этноса собственно этнокультурные черты, национальный характер, этническую самобытность и этническое самосознание.
Важным моментом в истории педагогики является выделение на этапе родоплеменной этнической общности воспитания как особой формы общественной деятельности с определенным мировоззренческим, идеологическим содержанием и этнической культурологической направленностью. Необходимо особо подчеркнуть, что в это время происходит активное формирование таких элементов народной педагогической культуры, которые направлены на сохранение родовых, клановых традиций и родосемейных отношений. В сознание детей внедряются идеи защиты своей земли, своих сородичей. Переход во взрослую жизнь завершается специальными обрядами – «инициациями» или посвящениями – разными для мальчиков и девочек. В ходе их проверяется готовность молодежи к взрослой жизни. Все это в совокупности создавало определенную воспитательную среду и способствовало развитию народной педагогики. Именно к этому историческому периоду относится зарождение первых этнопедагогических знаний, нашедших обобщение и фиксацию в произведениях устного народного творчества, традициях, обычаях, обрядах, ритуалах, праздниках, играх и т. д. и положивших начало первому этапу зарождения этнопедагогики – эмпирическому.