Размер шрифта
-
+

Становление этнопедагогики России - стр. 39

1.4. Историко-педагогические предпосылки становления этнопедагогической мысли

Историко-педагогические предпосылки в развитии этнопедагогики имеют основополагающее значение. Именно возникновение воспитания, формирование народной педагогики повлекли за собой потребность в обобщении накопленного опыта воспитания и фиксации его в фольклоре, традициях, обычаях, церемониях и др. с целью сохранения и передачи лучшего воспитательного опыта новым поколениям. Этногенез определил этнические особенности культуры, в том числе и педагогической, детей и молодежи разных племен.

Переход от первобытного общества к классовому был долгим. В разных регионах Земли он проходил в разное время, с разными особенностями и с различной протяженностью. Наряду с племенами и народностями возникали классовые общества. В них, вместе с новыми формами воспитания и социализации детей сохранялись и традиционные.

Важными предпосылками для дальнейшего развития этнопедагогических знаний стало формирование крупных государств, и возникновение религиозных центров. Археологические исследования свидетельствуют, что примерно в IV тысячелетии до и. э. возникли города-государства Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия. Эти государства представляли крупные этносы со своей неповторимой культурой. В соответствии с этим получает развитие тенденция дифференциации этнопедагогического знания в соответствии с особенностями этнических культур. В идеологии и религии широко используется традиционный народный опыт воспитания, который способствует сплочению этносов, формированию у народа преданности и покорности правящей элите.

В то же время, до появления государств народная и официальная педагогика не разделялись. Официальная педагогика возникает в условиях государства. И воспитание здесь было направлено, прежде всего, на подготовку детей и молодежи в соответствии с целями и задачами, обусловленными социально-политическими, экономическими, культурными и др. потребностями государства в целом. Хотя зачастую эти государства были многонациональными. Происходит нивелирование этнических культур. В отличие от официальной педагогики, народная педагогика решает задачи связанные в первую очередь с существованием этноса, его социально-экономическими и культурными потребностями.

Развитие письма, сначала слогового (Ассирия), а затем фонетического (Финикия) явилось важнейшим условием повсеместного распространения школ. Школа и воспитание в условиях формирования первых государств Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием различных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и др. факторов. Хотя хронологически эти цивилизации не совпадали, тем не менее, им были присущи сходные черты, в том числе в сфере воспитания и обучения.

Страница 39