Размер шрифта
-
+

Средневековый бестиарий. Что думали наши предки об окружающем их мире - стр. 26

Полагают, собака весьма умеренна в своем рационе, как и человек, который начеку, превосходит других в мудрости и знаниях и должен остерегаться любой пресыщенности, ведь Содом в свое время пал от излишества. Действительно, никаким иным образом враг не завладеет человеком столь быстро, как через прожорливую глотку.

Тот факт, что собака возвращается к своей рвоте, символизирует человеческие существа после полной исповеди, снова необдуманно возвращающиеся к преступлениям, которые совершили.

Собака оставляет правильную еду на берегу из жадности и прячет, это указывает на тех глупых людей, которые часто оставляют то, что относится к закону, просто стремясь к неведомому. Следовательно, они не способны достичь того, чего страстно желают, чем они владели прежде, и теряют его. Как в пословице: «Что имеем, не храним, потеряем, плачем».

ВОЛЧЬЯ ГОНЧАЯ

Некоторых собак называют licisci, поскольку они рождаются от случайной связи волка и собаки (licuscanis)[58].

В таком союзе суки способны подпускать к себе самых жестоких зверей, которые бродят ночами в лесах. Они сходятся с ними и в результате этого скрещивания порождают еще более жестокую разновидность собак, очень сильных и способных выстоять в схватке со львами.


НАСТАВЛЕНИЕ ГРЕШНИКАМ[59]

Глосса[60]составителя бестиария.

Для восхваления Создателя грешнику весьма полезно и необходимо руководствоваться тремя духовными наставниками. Собранные вместе эти светочи вместе с тремя духовными путеводителями и духовными дарами даруют примирение с Создателем. Все вышеперечисленные путеводители и правители вместе с духовными дарами суть следующие.

Первый представляет собой чистосердечное покаяние, второй – Исповедание истинной веры, третий – истинное покаяние. Их правители – любовь к Господу, истинные намерения и добродетельные поступки. Под духовными дарами понимаются очищение тела и души, целомудренная речь и упорство в добродетельной деятельности.

Все эти правители и стражи вместе с духовными дарами появляются перед Троицей в следующем виде.

Богу Отцу приносится чистосердечное покаяние вместе с любовью к Господу, представляя чистоту телесную и духовную. Сыну приносится исповедание истинной веры вместе с истинными намерениями, представленными целомудренной речью. Святому Духу приносится покаяние во всех грехах.

Как для исцеления больного тела необходимы лекарства, так и грешной душе необходимо лекарство для излечения ее духовной порочности. Лекарства духовные включают четыре составляющих, исповеди во всех грехах, чистосердечного покаяния и добродетельных поступков. Они излечивают наши немощи духовные. Очистившись ими, душа тотчас исцелится от всех своих недомоганий.

Страница 26