Средневековый бестиарий. Что думали наши предки об окружающем их мире - стр. 28
Последнее название для «стадных» – armenta – указывает на их способность сражаться своими рогами (агmis) или же они, как лошади, использовались на войне (in armis). Некоторые объясняют armenta скота вспахиванием (ab arando), будто это пауки, раскидывающие паутинный узор на земле (quasi aranienta). Иначе говоря, они «вооружены» рогами (armata).
Существует различие между стадами armenta и стадами greges. Armenta состоят из лошадей или скота, в то время как отары или greges – из коз и овец.
Стада овец, кротких, покрытых тонкой шерстью, совершенно беззащитны. Свое имя ab oblatione они получили от жертвы всесожжения, ибо в древние времена овец приносили в жертву наравне с быками.
Некоторые называют их «двоезубыми», действительно, встречаются некоторые с двумя длинными зубами среди прочих восьми. Именно их отбирали язычники, чтобы принести в жертву.
С приближением зимы овцы начинают голодать на пастбищах, жадно выедают траву до корней, предвидя суровую зиму. Они, таким образом, надеются набить себя зеленым кормом, прежде чем вся растительность исчезнет под снегом.
Или кастрированный баран (vervex). Называют так из-за его силы (a viribus), поскольку он сильнее, чем все остальные овцы. Возможно, и потому, что он – мужчина (vir), в смысле мужественный. Иначе говоря, у него в голове блажь (vermes), из-за которой эти существа с разбегу сталкиваются с огромной силой лбами.
Возможно, его название (aries) – сокращение (аферезой) от Ареса, бога войны[64]. Вот почему мужские особи в стае иногда зовутся латинским именем mares (Марс). Выскажем и другое предположение. Животное первоначально приносилось в жертву на алтаре (aries) aris (с алтарем). Мы располагаем изображением барана в рукописи с изображением жертвоприношения барана на алтаре (ad агат).
Или ягненок. На латыни agnus имеет значение «благочестивый». Некоторые предполагают, что он назван так, поскольку узнает (agnoscat) свою мать среди других животных. Причем даже в том случае, если теряется в большом стаде, все равно распознает по голосу, блеянию и тотчас бежит к мамочке.
Более того, ягненок требует те особые соски материнского молока, с которыми знаком. Также верно, что мать признает только собственного детеныша, отличая его среди других ягнят, также отличая по блеянию, отмечает именно своего уникального отпрыска и никого другого, что самым прекрасным образом свидетельствует о ее естественном благочестии!
(В Библии агнец – поэтический образ, символ терпеливого, кроткого человека. Иоанн Креститель называет Спасителя «Агнцем Божиим» (Иоан. 1: 29) как непорочную, чистую жертву (1 Петр., 1: 19; Откр., 5: 6; 7: 9 и далее; 12: 11; 17: 14; 21: 23 и далее; 22: 1). У пророка Иеремии (50: 17) еврейский народ в целом уподобляется безгласно-покорному агнцу, ведомому на заклание. У пророка Исаии агнец символизирует еврейский народ, искупивший своими страданиями грехи предков и других народов. В христианстве агнец Божий, или просто агнец, – обозначение Иисуса Христа или Христа как Мессии. Поклонение агнцу как апокалипсический мотив (см. Собор всех святых). –