Средневековый бестиарий. Что думали наши предки об окружающем их мире - стр. 24
Собирая в руки камни, которыми ударяем, мы повторяем путь праведников, которые уже обрели Царство Небесное вместе с Иисусом Христом Господом нашим, увещевая врага нашими устами. Мы делаем это, чтобы воздействовать на слух Судьи и получить отпущение грехов, иначе всех нас поглотит геенна огненная.
Волки могут совокупляться только двенадцать дней в году. Они способны подолгу голодать, а после вынужденного поста наедаться.
В Эфиопии[51] существует разновидность волка с гривой на шее, он разноцветный, и кажется, что присутствует вся палитра оттенков. Говорят, эфиопские волки способны летать, как и птицы, хотя бегом покрывают большее пространство, чем во время полета. Никогда не нападают на людей. Покрываются шерстью в зимнее время, голые летом. Эфиопы зовут их деас[52].
Латинское слово canis, вероятно, греческого происхождения. Греки называли данное животное canos. Однако следует признать, что некоторые приводят значение сапог (мелодия), поскольку собака охотно воет, и даже считают, что она поет (canere), а также лает.
Собака отличается великолепным обонянием и слывет самым проницательным животным. Известна своей преданностью хозяину, нашедшей отражение в поговорке «верен как собака».
Поскольку человек давно одомашнил собаку, пород собак существует множество. Некоторые выслеживают и выгоняют из леса дичь. Охотно устремляются на охоту вместе с хозяином и даже охраняют его, если тот умирает. Другие стерегут стада овец от волков и не дают им разбегаться. Домашние собаки охраняют усадьбы своих хозяев, не подпускают чужих и, если ночью воры пытаются ограбить дом, стоят за своих хозяев до смерти. Иначе говоря, собаки не способны прожить без людей, это часть их естества.
Собаки настолько обожают хозяев, что, согласно легенде, когда враги захватили и продали в рабство короля Гараманта[53], двести его охотничьих псов собрались вместе и освободили его из заключения, преодолев скопление врагов и сражаясь с теми, кто оказывал сопротивление.
Когда Ясона убили в стычке, его собака отказалась от еды и умерла от голода.
Гончая короля Лисимаха бросилась в пламя погребального костра и сгорела вместе с ним.
В правление консулов Аппия и Юния Пиктина, по сообщению Тита Ливия, собаку невозможно было отогнать, она сопровождала своего хозяина, отправленного в тюрьму, а затем и на плаху и выла после того, как того казнили. Когда же римляне из жалости предложили ей еду, она принесла ее ко рту умершего. Наконец, когда труп бросили в Тибр, она попыталась удержать его на поверхности, плывя позади него.