Сравнительная педагогика. Взгляд из России - стр. 1
© А. Н. Джуринский, 2013
© Издательство «Прометей», 2013
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Введение
В монографии в сопоставительном плане анализируется педагогика в России и в мире на пороге третьего тысячелетия. Это требует осознания процессов, происходящих в педагогике в условиях глобализации и мультикультурализма, при становлении нетрадиционных парадигм в теории воспитания и обучения, реформах всех уровней образования, модернизации учебно-воспитательного процесса.
В мировой педагогике происходят важные общие процессы. Маяками и двигателями развития наряду со странами европейской цивилизации становятся государства цивилизаций азиатского типа. Рождается новое понимание смысла воспитания и обучения личности не только как носителя и пользователя знаний, но и вершителя судеб окружающего мира. Наряду с общемировыми трендами в педагогике в отдельных регионах и странах получают выражение особенности педагогической мысли, которые явились следствием воздействия специфических социальных, культурных, идеологических факторов. В педагогике отражены общность и различия цивилизаций, в том числе рационализм, дихотомия, индивидуализм Запада и патернализм, холизм, коллективизм Востока.
На рубеже XX–XXI вв. движение мировой педагогики выглядит как многосторонний, масштабный процесс. Происходит существенное приращение педагогических знаний, сделано немало педагогически целесообразного и перспективного для развития дидактики, теории и методики воспитания. Педагогика приближается к уровню социальных, политических, педагогических требований эпохи технической и технологической революции. Этот процесс пронизан идеями, пафос которых во многом определен критикой сложившихся философских, социальных и педагогических воззрений. Поколеблена вера во всевластие человека над природой. Подвергнут сомнению беспредельный рационализм. Очевидны стремления к максимальному плюрализму, вариативности, множественности мнений и суждений, предельно возможной индивидуализации воспитания. Растут разочарования в технократизме образования, усиливаются намерения возвратиться в новом виде к воспитанию, погружающему личность в океан национальной и мировой духовной культуры, ответить на вызовы многокультурного социума.
Мировое педагогическое сообщество определяет новые общие для человечества ориентиры реформирования образования. «Общество будущего будет обучающимся обществом», – сквозная идея таких ориентиров. Они сформулированы в принятой ООН «Конвенции о правах ребенка» (1989), декларациях ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» (1997), «Образование для всех» (1990) и других подобных документах. Важным путем гармоничного развития личности определено семейное воспитание «в атмосфере счастья, любви и понимания». Провозглашена необходимость подготовки юных поколений к самостоятельной жизни в обществе, воспитания в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Декларируются права человека на образование, индивидуальное развитие, необходимость, «чтобы все, кто обладает чувством ответственности, уделили внимание целям и средствам образования». Указывается, что в третьем тысячелетии людям надлежит учиться познавать (овладеть умениями понимания происходящего в мире), действовать (производить необходимые изменения), жить в обществе (участвовать во всех видах человеческой деятельности, сотрудничать с другими). Педагоги предостерегают от энциклопедизма в образовании, говорят о необходимости воспитания культуры ассоциативного мышления, формировании компетентности как суммы навыков, квалификации и социального поведения, воспитания осознания сходства и взаимозависимости народов. В мировой педагогике сформулированы несколько стратегических целей: решение проблем предшкольного воспитания, начального образования, обучения молодежи и взрослого населения, равенства полов в обучении, неграмотности, качества образования.