Совесть – имя собственное - стр. 34
Тюрьмы вообще хорошим питанием не отличались. Хотя в некоторых режим был более человечный.
Одна была радость в одесской тюрьме: большая библиотека, где можно было найти книги, совершенно недоступные на воле.
Однако автору этих строк одесская пересылка запомнилась не едой и строгостями – эка невидаль! – а тем, что там он впервые увидел настоящего антисоветчика.
Книги, как и всё остальное в СССР, были дефицитным товаром. Особенно книги хорошие.
Естественно, что, как и прочий дефицит, книги доставались, в основном, гражданам привилегированным, допущенным к «кормушке».
Но, если оставалась какая-то, хоть и призрачная возможность достать хорошие книжки, то «Книга о вкусной и здоровой пище» была недосягаема.
Это был подарок, о котором только могла мечтать советская семья.
Изданная по личному указанию тов. Микояна в конце тридцатых годов книга поражала обилием блюд и продуктов.
А цветные фотографии будоражили воображение и нервную систему больше, чем картины великих мастеров эпохи Возрождения.
За первую половину XX века страна пережила три тяжелейшие голодовки. Но и времена благоденствия особым разнообразием блюд и продуктов народ не баловали.
Это разнообразие сузилось до десятка самых простых и доступных блюд.
Поэтому, когда Михаилу Борисовичу Дальскому, старшему технологу городского хлебозавода, после смерти соседки досталась дореволюционная книга Симоненко «Образцовая кухня. 3 тысячи кулинарных рецептов. Настольная книга хозяйки. 1892 год», то он не поверил своим глазам.
Имевшаяся в его семье та самая знаменитая советская «Книга о вкусной и здоровой пище» показалась ему жалким букварём от кулинарии.
Неужели простые хозяйки могли в царское время иметь такое фантастическое богатство?
Вся советская теория и пропаганда о спасении большевиками русского народа от нищеты и произвола летела к чёртовой матери.
Особенно непонятным в начале каждого рецепта было слово: «Выдать».
Почему не взять? И кому это выдать?
Дальнейшие исследования и поиски привели его к открытию, что в царской России каждый офицер, инженер или профессор имел кухарку.
Ей-то хозяйка и должна была «Выдать».
Разнообразие и привычная доступность, невиданных и невозможных в Советском Союзе продуктов и блюд просто не умещалась в голове. Она заставила Михаила Борисовича задуматься.
Он вдруг вспомнил, что в революционном романе Горького «Мать» описываемая жизнь простой рабочей семьи была вполне приличной по нынешним меркам.
У отца революционера Павла Власова, простого слесаря и горького пьяницы, была отдельная квартира, неработающая жена и почти ежедневная бутылка водки при вполне нормальной еде.