Размер шрифта
-
+

Сотворение эволюции и развитие креационизма - стр. 5

Большой взрыв. Из одной точки пространства… Нет не пространства, потому что пространство и время с того только момента и начинают быть, – так что и не с момента!.. Сама эта "точка", или лучше, это самое "начало", которое, по выражению святителя Василия Великого, "ещё не время, ни самомалейшая какая часть времени", сокрыта от взора современной науки завесой сингулярности… Слово-то какое! Физик его придумал, или поэт? Или физик в тот момент стал поэтом? Лучше сказать, в этом вопросе физика с поэзией равно бессильны! Итак, если методами современной науки пытаться посчитать, что было "в начале", то, не доходя до него, до начала, упирается человеческая мысль в эту саму сингулярность, про которую можно сказать только то, что вещество там не может подчиняться современным физическим законам. Тогда, "в начале", была совсем другая, неведомая нам физика! Божественная метафизика!

2. Дни творения

2.1 Приступим же к прочтению Моисеевой боговдохновенной космогонической поэмы, имея в виду при этом, что это не учебник геологии или астрономии, это именно поэма, поэтический текст, на что указывает хотя бы рефреном повторяющиеся выражения: "и сказал", "и увидел", "и стало так", "и было вечер, и было утро", – для правильного восприятия текста необходимо понимать его жанровую принадлежность, чтобы не ждать от поэтического текста строгой научной точности, и уловить зато его поэтическую красоту.

Отметим, что в святоотеческой литературе нет единого толкования Шестоднева, мнения святых отцов и учителей Церкви расходятся по этому вопросу очень значительно, от буквального прочтения до аллегорического, причём зачастую исключающего буквальный. (Подробно взгляды святых отцов на Шестоднев и имеющиеся между ними расхождения ещё на рубеже XIX и XX веков анализировал А.П. Лопухин в своей работе «Библейская космогония».) Как пишет в своём трактате «О Шестодневе» свт. Григорий Нисский: "Ибо слова сего не выдаем за догмат, чем подали бы повод клеветникам, но признаемся, что упражняем только свое разумение в предлагаемых мыслях, а не истолковательное учение излагаем в последующем." И в заключении трактата: «позаботились написать сие для требующих последовательности в том, что излагается в Писании, чтобы вместе, и сохранить буквальный смысл написанного, и с буквою примирить естественное воззрение. Если же в сказанном недостаточно что; то без всякой зависти, и твое благоразумие, и каждый из читателей довершите недостающее.»

Не скажу, конечно, что и мы дерзнём по-своему толковать Шестоднев, потому что, пытаясь предложить своё толкование по вопросу, где не сошлись во мнениях даже святые отцы Церкви, автор опасается предстать червём, заползшем на беседу ангелов, однако постараемся понять Моисея в свете современных знаний, или лучше, просто обозначать некоторые очевидные параллели между текстом, данным человечеству более трёх тысяч лет назад, и самыми недавними достижения естественных наук. Ведь благодаря современным наукам теперь только и раскрывается перед потрясенным человеческим умом масштаб творения Божьего! Оно измеряется в мегапарсеках и миллиардах лет, там древние леса Карбона, панцирные морские чудовища, тираннозавры сражаются с трицератопсами! Там черные дыры и взрывы сверхновых, там огненные зародыши галактик квазары и пространственно-временные парадоксы квантовой механики! Но перечислишь ли всего? Не перечислишь и крохотной части! Жаль древние отцы Церкви при земной своей жизни не видели такого величия Божия творения. По отшествии своем зато увидели и возликовали, как ангелы, наблюдавшие творение Земли! (Иов 38:7) И от великолепия творения тем яснее становится и величие нисхождения вочеловечившегося Творца такового великолепия…

Страница 5