Сотворение эволюции и развитие креационизма - стр. 4
"Когда Мардук слышит слова богов,
Его сердце побуждает его к искусным делам.
<…> :
«Я соберу кровь и создам кости.
Я сделаю дикаря, «человек» будет его имя.
Воистину дикаря-человека я создам.
Ему будет поручено служение богам,
Чтобы они могли отдохнуть!" (Энума элиш)
В то время как Библия свидетельствует, что человек «поставлен владыкою над делом рук» Божиих (Пс.8:7).
Удивительным исключением для языческого мировоззрения оказывается один древнеегипетский текст, «Поучение царевичу Мерикара», где утверждается, что Неназванный Бог сотворил «для блага» людей «небо и землю», «воздух, чтобы оживлять их ноздри, ибо они были его подобием, сотворены из его плоти», «растения и животных, птиц и рыб, чтобы питать их». Я.Ассман понимает этот текст как отказ от политеистического мировоззрения и веру в трансцендентного Бога, ставшую затем, в эпоху Нового царства, стержнем теологического дискурса египетских богоискателей (Ассман, «Египет…», глава 8.3). Тем не менее, этот текст ни в коем случае не является вероучительным документом египетской религии, и здесь скорее следует говорить о личном духовном опыте автора текста (безусловно, возвышенном и восхитительном!); а также о духовных исканиях его последователей… Однако в целом для египетской языческой традиции центром и смыслом космоса являются всё равно имманентные космосу боги. Например, М.Элиаде, описывая древнеегипетскую религию, констатирует: «По сравнению с теогонией и космогонией, мифы о происхождении человека гораздо менее выразительны <…> мифическая история первых людей не играет ведущей роли. В чудесный период «Первого времени» двумя определяющими факторами были космогония и появление фараонов.» («История веры и религиозных идей»,Т. 1.,§26)
1.5 Краткое, но необыкновенно ёмкое библейское повествование о творении породило огромный корпус святоотеческой литературы о шести днях творения, Шестодневе. Именно там развивается о оформляется мысль об осмысленности и последовательности развития мира.
"Писание показывает, что жизненная сила в некоем последовании присоединяется к телесному естеству, сперва проникая в бесчувственные твари, после сего поступая в чувствующее, а потом уже восходя до разумного и словесного…" ("О душе и воскресении", свт. Григорий Нисский)
"Таким образом, природа как бы из ступенек, то есть из отличительных признаков жизни, делает путь восхождения от самого малого к совершенному" ("Об устроении человека", свт. Григорий Нисский)
Древние авторы, в виду слабого ещё развития в их время естественных наук, во время физической своей жизни в очень малой степени могли вообразить себе масштаб творения Божьего, и сейчас зато (просвещаемые Духом, в ожидании всеобщего воскресения) им в полной мере восхищаются! Мы же, благодаря физике, астрономии и многим другим наукам, уже теперь можем хотя отчасти это величие осознать!